Президент РФ подписал Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона „О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий запрет размещения рекламы на ресурсах иностранных агентов, а также размещения рекламы ресурсов иностранных агентов в российских СМИ.
Определимся, кто такие иностранные агенты
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.07.2022 № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» (далее — Федеральный закон № 255-ФЗ) под иностранным агентом понимается лицо, одновременно:
1) получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах
2) и осуществляющее деятельность, виды которой установлены ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ.
К видам деятельности, установленным ст. 4 Федерального закона № 255-ФЗ, относятся политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности РФ, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности.
Теперь необходимо разобраться, что представляют собой иностранные источники. Следует обратиться к ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 255-ФЗ. Согласно этой норме иностранными источниками признаются:
1) иностранные государства;
2) органы публичной власти иностранных государств;
3) международные и иностранные организации;
4) иностранные граждане;
5) лица без гражданства;
6) иностранные структуры без образования юридического лица;
7) лица, уполномоченные источниками, указанными в п. 1—6 выше;
8) граждане Российской Федерации и российские юридические лица, получающие денежные средства и (или) иное имущество от источников, указанных в п. 1—7 выше, либо действующие в качестве посредников при получении таких денежных средств и (или) иного имущества (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ);
9) российские юридические лица, бенефициарными владельцами которых являются иностранные граждане или лица без гражданства;
10) лица, находящиеся под влиянием источников, указанных в п. 1—9 выше.
Частью 3 ст. 1 Федерального закона № 255-ФЗ предусмотрен перечень лиц, которые не могут быть признаны иностранными агентами, включая:
-
органы публичной власти РФ, лиц, подконтрольных РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, публично-правовые компании, государственные компании, государственные корпорации, а также лиц, подконтрольных им, органы управления государственными внебюджетными фондами;
-
религиозные организации, зарегистрированные в установленном законом порядке;
-
политические партии, зарегистрированные в установленном законом порядке;
-
объединения работодателей, торгово-промышленные палаты, зарегистрированные в установленном законом порядке.
В целях учета иностранных агентов уполномоченным органом (Минюстом России) ведется реестр. С реестром можно ознакомиться на сайте Минюста России.
В чем суть изменений
Федеральный закон от 11.03.2024 № 42-ФЗ предусматривает внесение изменений в несколько нормативных правовых актов.
Так, ст. 11 Федерального закона № 255-ФЗ дополняется ч. 20 следующего содержания: «На иностранных агентов распространяются ограничения и запреты, предусмотренные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ „О рекламе“».
Кроме того, запрещается реклама ресурсов иностранных агентов в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях. Соответствующие изменения вносятся в ст. 4 Закона РФ от 27.12.91 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
Статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Федеральный закон № 38-ФЗ) дополняется ч. 105: «Не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента».
Согласно внесенным изменениям, не допускается реклама в информационных ресурсах иностранных агентов. Соответствующие поправки предложено внести в ст. 7 Федерального закона № 38-ФЗ, дополнив ее п. 12.
Следует обратить внимание, что ни Закон от 27.12.91 № 2124-1, ни Федеральный закон № 38-ФЗ не содержат определения понятия «информационный ресурс». В то же время, согласно п. 13 «Рекламная система» ст. 3 Федерального закона № 38-ФЗ, понятие «информационный ресурс» включает:
-
сайты в сети Интернет;
-
страницы сайта в сети Интернет;
-
информационные системы и (или) программы ЭВМ.
Какая предусмотрена ответственность
За распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента, а также за рекламу информационных ресурсов иностранных агентов возможно привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства о рекламе»). В этом случае предусматривается наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Кроме того, КоАП РФ предусматривает специальную административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания либо предупреждения органа, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об иностранных агентах, об устранении нарушений законодательства. Здесь грозит наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 200 тыс. до 300 тыс. руб.
Следует обратить внимание, что в таком случае лицу сначала должно быть направлено предписание об устранении выявленных нарушений. В случае невыполнения предписания на лицо может быть наложена административная ответственность.
Что необходимо предпринять?
Всем заинтересованным лицам следует соблюдать определенные рекомендации:
-
проинформировать отдел маркетинга и/или отдел рекламы о требованиях Федерального закона № 255-ФЗ (с учетом последних изменений);
-
проанализировать, на каких информационных ресурсах распространяется (или может распространяться) ваша реклама, и исключить распространение рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов;
-
обратить внимание, какая реклама распространяется (или может распространяться) на вашем информационном ресурсе, и исключить распространение рекламы информационного ресурса иностранного агента;
-
предусмотреть необходимые оговорки в договорах с рекламодателями и/или рекламораспространителями.