Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 18.01.2024 № Ф10-6115/2023 по делу № А83-8318/2022 признал незаконной блокировку счетов предпринимателя, который без уведомления с момента регистрации применял УСН.
Суть дела
Гражданин в июле 2020 г. зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и с момента регистрации стал применять УСН. Он уплачивал авансовые платежи и по итогам 2020 г. представил декларацию по УСН, которая была принята налоговиками.
В июле 2021 г. в адрес предпринимателя было направлено требование о предоставлении пояснений по факту подачи декларации по УСН за 2020 г. В ответ бизнесмен предоставил письменные пояснения и указал, что подавал в налоговый орган уведомление о выборе УСН посредством почтового ящика инспекции в связи с общими ограничительными мерами, действующими в 2020 г., поэтому подтверждающих документов не имеется.
Инспекция в марте 2022 г. приняла решение о приостановлении операций по счетам предпринимателя. Основанием послужило то, что бизнесмен не представил декларации по НДС. По мнению налоговиков, поскольку уведомление о применении УСН в налоговый орган не представлено, предприниматель находится на общем режиме налогообложения. А то, что у него была принята декларация по УСН за 2020 г., не означает признание факта применения им УСН, поскольку инспекция не вправе была отказать в приеме декларации.
Бизнесмен обратился в суд с требованием о признании недействительным и отмене решения о приостановлении операций по счетам.
Решение судов
Суды трех инстанций заявленные требования удовлетворили. В пункте 1 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением глав 26.2 и 26.5 НК РФ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 4 июля 2018 г., и п. 30 Обзора судебной практики Верховного суда РФ № 4 от 25.12.2019 разъяснено, что налоговый орган не вправе ссылаться на несвоевременность уведомления вновь созданным субъектом о применении УСН, если ранее им фактически признана обоснованность применения специального налогового режима налогоплательщиком.
Налоговый орган, длительное время осуществлявший администрирование субъекта предпринимательства как плательщика налогов по УСН и обладавший информацией о нарушении порядка начала применения данного специального налогового режима, утрачивает право на принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по основанию, предусмотренному подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Применение субъектами предпринимательства УСН носит уведомительный, а не разрешительный характер. Правовое значение уведомления состоит не в получении согласия налогового органа на применение данного специального налогового режима, а в выражении волеизъявления субъектов предпринимательства на добровольное применение УСН и в обеспечении надлежащего администрирования налога, полноты и своевременности его уплаты.
Суды отметили, что принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на общую систему налогообложения по результатам налоговой проверки не может выступать самостоятельной целью налогового контроля. При возникновении спора, связанного с соблюдением хозяйствующим субъектом процедуры начала применения данного специального налогового режима, во внимание должны приниматься не только действия налогоплательщика, но и поведение налогового органа, связанное с обеспечением реализации прав и законных интересов налогоплательщика, соразмерность и своевременность принимаемых налоговым органом мер. В случае, когда хозяйствующий субъект выразил свое волеизъявление использовать УСН, фактически применяя этот специальный налоговый режим (сдавал налоговую отчетность, уплачивал авансовые и налоговые платежи), налоговый орган утрачивает право ссылаться на неполучение уведомления (получение уведомления с нарушением срока) и применять положения подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в качестве основания изменения статуса налогоплательщика, если ранее налоговым органом действия налогоплательщика, по сути, были одобрены.
В рассматриваемой ситуации налоговый орган своим поведением (длительным администрированием предпринимателя как плательщика налогов по УСН) фактически признал правомерность применения налогоплательщиком УСН. Сам по себе факт непредставления бизнесменом уведомления о намерении применять УСН с отметкой налогового органа не может служить основанием для принятия инспекцией оспариваемых решений, влекущих, по сути, принудительное изменение режима налогообложения субъекта предпринимательства вопреки его волеизъявлению.
Отметим, что в судебной практике встречаются судебные решения с иным подходом. Так, например, АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 27.12.2021 № Ф08-13486/2021 по делу № А20-2707/2020 пришел к выводу, что принятие инспекцией деклараций по УСН, ввод сведений из нее, уплата предпринимателем указанного налога не могут рассматриваться как подтверждение права налогоплательщика на применение специального режима налогообложения. Подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 9, 2023.