Такую участь с высокой долей вероятности ему прогнозируют ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН уже в среднесрочной перспективе. Что в таких условиях следует предпринять для интенсификации экономического роста?
Короткий ответ эксперты ИНП РАН дают в новом «Квартальном прогнозе ВВП», но перед прогнозом они, как обычно, анализируют текущее состояние дел.
Текущая ситуация
Они констатируют, что на 1 марта текущего года федеральный бюджет по доходам был исполнен на 5 трлн руб. (+59% год к году), а доходы консолидированного бюджета на 1 февраля составили 3,4 трлн руб. (+65% к январю 2023 г.). В этом году отчетные данные по поступлению внутренних налогов были разнесены по типам (год назад публиковались оценки без такого разнесения), поэтому, считают аналитики ИНП, сравнение величины доходов в динамике не совсем корректно. Тем не менее они уверенно указывают на значительный рост нефтегазовых доходов и связывают это как с изменениями в налоговом законодательстве (снижение дисконта в формуле расчета ставки НДПИ на нефть с 20 до 15 долл./барр.), так и с ростом рублевой цены на энергоресурсы за счет ослабления рубля. В результате за два месяца 2024 г. нефтегазовые доходы увеличились на 71%, даже несмотря на снижение поступлений по вывозным пошлинам в условиях их обнуления для нефти и нефтепродуктов.
Что касается ненефтегазовых доходов, то предварительно авторы анализа отмечают нестабильность их динамики. С одной стороны, в январе уверенно росли поступления налога на прибыль, НДФЛ, налогов на импорт. С другой — в феврале НДС снизился на 0,7% год к году, а динамика ненефтегазовых доходов федерального бюджета была в 2,5 раза медленнее, чем темпы роста нефтегазовых поступлений.
Бюджетные расходы также имели нестабильную динамику: для федерального бюджета в январе было зафиксировано снижение на 10% год к году с последующим ростом на 50% в феврале, для региональных бюджетов в январе отмечалась стагнация (+2% год к году), для внебюджетных фондов — рост на 48%.
«Таким образом, можно говорить о том, что Минфин РФ пока еще отлаживает новую систему по ускоренному авансированию расходов в начале года», — считают ученые ИНП.
Они отмечают, что данные по структуре расходов по-прежнему остаются весьма фрагментарными, однако анализ опубликованных направлений расходования средств для региональных бюджетов, внебюджетных фондов и по национальным проектам федерального бюджета показывает им заметное смещение приоритета в сторону социальных расходов. Так, только за январь нацпроект «Демография» был профинансирован на 14,5% от годового объема, «Здравоохранение» — на 15%. Расходы региональных бюджетов на образование выросли на 17% год к году, на здравоохранение — на 15%, расходы внебюджетных фондов на социальное обеспечение выросли на 96%, на здравоохранение — на 9%, расходы федерального бюджета на трансферты во внебюджетные фонды — на 48%.
В начале года федеральный бюджет был дефицитным: расходы превысили доходы в январе на 0,3 трлн руб., в феврале — на 1,2 трлн руб. На его финансирование использовались внутренние государственные займы (чистый прирост в январе составил 0,15 трлн руб.) и, по предположению авторов анализа, остатки на счетах с прошлого года.
Прогноз
«По итогам 2024 г. доходы консолидированного бюджета, по нашим оценкам, превысят показатель 2023 г. на 5,3% и составят 54,2 трлн руб. В реальном сопоставимом выражении это означает снижение доходной части бюджета с 31% к ВВП в 2018—2022 гг. и 30% к ВВП в 2023 г. до 28,3% к ВВП в текущем году», — пишут эксперты ИНП.
Они ожидают, что на фоне высокой базы сравнения 2023 г. единственным локомотивом роста бюджетных доходов станет рост НДПИ на нефть на фоне слабого рубля, а также снижение демпферных выплат из бюджета по акцизам на переработку нефти (ресурсные платежи вырастут на 25%, акцизы суммарно — на 41%). Одновременно вдвое снизятся вывозные пошлины (в силу их обнуления для нефти и нефтепродуктов), на 2% — поступления налога на прибыль, на 5% — импортные пошлины.
При такой динамике доходов и утвержденном в законе о федеральном бюджете уровне дефицита (не более 1% к ВВП) финансирование расходов по итогам года не превысит 55,8 трлн руб. (29% к ВВП). Это, указывают ученые, означает, что номинальная динамика расходов по итогам 2024 г. не превысит 2% год к году, в реальном выражении будет зафиксировано сокращение на 5%. В 2025—2026 гг. в случае, если темпы экономического роста будут оставаться в районе +2% в год, динамика бюджетных доходов не превысит +4—5% в год в номинальном выражении даже при условии реализации всех озвученных в законе о ФБ на 2024—2026 гг. налоговых новаций как в части нефтегазовых налогов, так и по остальным налогам. Некоторая корректировка вниз мировых цен на энергоресурсы даже в условиях восстановительного роста их добычи и экспорта в натуральном выражении не позволит иметь хоть сколько-нибудь высокую динамику поступлений нефтегазовых доходов. В итоге их доля в общей величине доходов консолидированного бюджета снизится с 29,2% в 2024 г. до 26,7% в 2026 г.
«В таких условиях при реализации сценария по ужесточению бюджетной политики ежегодная динамика расходов в номинальном выражении составит +3,5—5%, что означает сокращение объема их финансирования в реальном выражении на 8% к уровню 2023 г.», — прогнозируют эксперты ИНП.
В результате, считают они, задача по снижению уровня бюджетного дефицита и возобновлению наращивания государственных накоплений в Фонде национального благосостояния (ФНБ) будет выполнена, однако госбюджет безусловно потеряет роль решающего фактора по поддержке экономического роста. Так, динамика государственного потребления не превысит 0,3—0,8% в год, что будет минимальным значением с 2015 г. Более того, темпы роста государственных инвестиций (финансируемых из бюджета) замедлятся в четыре раза: с +2,8% в 2024 г. до +0,7% в 2026 г., а инвестиции, обеспечиваемые через покупки отечественных акций и облигаций за счет ликвидных средств ФНБ, снизятся с 926 млрд руб. до 202 млрд руб. соответственно.
«Таким образом, инерционный сценарий оставляет ограниченное пространство для маневра в бюджетной политике, и государственный бюджет с высокой долей вероятности рискует попасть в „ловушку“ низкой динамики доходов уже в среднесрочной перспективе. В таких условиях для интенсификации экономического роста необходимо смягчение бюджетной политики либо за счет перенастройки налоговой системы с расширением перераспределения национального дохода, либо за счет расширения государственного долга», — считают ученые ИНП РАН.
Прогноз показателей исполнения консолидированного бюджета (КБ)
Показатель |
2024 |
2025 |
2026 |
Доходы КБ, трлн руб. |
54,2 |
56,9 |
59,1 |
доля нефтегазовых доходов, % |
29,2 |
28,5 |
26,8 |
доля ненефтегазовых доходов, % |
70,8 |
71,5 |
73,2 |
Доходы КБ, % к ВВП |
28,3 |
27,9 |
27,0 |
Нефтегазовый трансферт в % ВВП* |
5,8 |
5,9 |
5,3 |
Расходы КБ, трлн руб. |
55,8 |
57,7 |
60,5 |
Расходы КБ, % к ВВП |
29,1 |
28,3 |
27,6 |
Дефицит (–) / профицит (+) КБ, % к ВВП |
–0,8 |
–0,4 |
–0,7 |
Чистая эмиссия ценных бумаг, % к ВВП |
1,4 |
1,4 |
1,6 |
Чистое внешнее заимствование, % к ВВП |
–0,2 |
–0,2 |
–0,2 |
Объем (на конец года) накопленных средств ФНБ**, трлн руб. |
11,4 |
13,6 |
15,7 |
* Включает как текущие нефтегазовые доходы, направляемые в ФБ, так и средства суверенных фондов, накопленные ранее, перечисляемые для покрытия дефицита бюджета.
** Без учета курсовой разницы и доходов от размещения средств фондов.
Источник: ИНП РАН