Утверждена новая Инструкция, предусматривающая порядок проведения проверок деятельности эмитентов и участников корпоративных отношений с целью выявления нарушений законодательства об АО и ЦБ (Инструкция ЦБ РФ от 02.10.2023 № 210-И). 11 марта инструкция вступила в силу. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить уровень изменений по сравнению с ранее действовавшим порядком.
Банк России обновил правила проведения проверок по соблюдению компаниями законодательства об АО и ценных бумагах
Комментарий эксперта
Инструкция принята и будет применяться при проведении проверок поднадзорных лиц: эмитентов, участников корпоративных отношений (акционеров и лиц, которые приобрели прямой или косвенный контроль в отношении пакета голосующих акций или утратили его, организаций, подконтрольных эмитенту, акционеров эмитента или иных лиц, получивших в соответствии с Законом об АО полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров (ВОСА).
Согласно Инструкции Банк России будет проводить: дистанционные проверки отдельных сведений в отношении поднадзорных лиц, выездные проверки деятельности эмитентов, выездные проверки на общих собраниях акционеров (ОСА), проводимых в очной форме.
Дистанционная проверка отдельных сведений будет проводиться в двух случаях:
1) поступления обращений, содержащих сведения о возможных нарушениях поднадзорными лицами требований законодательства об АО и ценных бумагах;
2) выявления возможных признаков нарушений в ходе осуществления контроля и надзора за соблюдением поднадзорными лицами требований законодательства об АО и ценных бумагах.
Решение о проведении дистанционной проверки оформляется в виде предписания Банка России о представлении документов (информации) или запроса Банка России о представлении документов (информации).
Отметим, что при проведении дистанционной проверки отдельных сведений служащие Банка России будут вправе проводить анализ информации о деятельности поднадзорных лиц из открытых источников.
Если дистанционная проверка назначается по обращению третьего лица, то Банк России обязан сообщить ему результаты проведенной проверки.
Решение по выездной проверке принимается в случае поступления обращения акционера и (или) инвестора, правоохранительных органов России или иных государственных органов, содержащего сведения, указывающие на возможное нарушение прав и законных интересов акционеров и (или) инвесторов, рассмотрение которого требует анализа документов по месту нахождения эмитента, или в случае, если получение документов невозможно без проведения выездной проверки.
Члены рабочей группы, осуществляющие проверку, вправе:
-
получать доступ в места осуществления деятельности эмитента;
-
требовать и получать документы о деятельности эмитента, копировать их;
-
направлять эмитенту предписания Банка России о представлении документов/информации;
-
требовать от эмитента предоставления членам рабочей группы рабочих мест, оборудованных техническими средствами, необходимыми для проведения проверки, в отдельном служебном помещении эмитента;
-
получать заверенные копии документов о деятельности эмитента для приобщения к материалам проверки;
-
получать устные и письменные пояснения по вопросам деятельности эмитента, касающимся предмета выездной проверки;
-
получать доступ в режиме просмотра к информационным системам эмитента;
-
получать информацию о деятельности эмитента из информационных систем эмитента и других организаций, привлеченных эмитентом, в электронном виде.
Отдельная глава Инструкции устанавливает порядок проведения выездной проверки на ОСА, которым определен момент начала проверки, а именно правила вручения Поручения на проведение проверки. Его вручают представителю эмитента, а если его нет, то председательствующему на ОСА.
Эмитент вправе представлять возражения и (или) замечания по акту выездной проверки.
В случае выявления по результатам проверки нарушений, Банк России направляет поднадзорному лицу предписание:
-
об устранении нарушений законодательства об АО и ценных бумагах и (или) об осуществлении мер, устраняющих выявленное нарушение;
-
о принятии мер, направленных на недопущение выявленных нарушений в дальнейшей деятельности поднадзорного лица.
Срок, в течение которого общество должно исправить нарушения, может быть установлен от одного до 30 рабочих дней с даты получения предписания, но если требуется изменение устава или иных документов, утверждаемых общим собранием, то срок может быть увеличен до 90 рабочих дней. Также срок может быть продлен по решению Банка России.
Комментарий эксперта
На мой взгляд, Инструкция дополняет и актуализирует порядок проведения проверок, ранее установленный указанием Банка России от 13.09.2015 № 3795-У.
Помимо собственно порядка проведения проверок в Инструкции выделены такие главы, как права и обязанности участников проверок (уполномоченных представителей банка, эмитентов), порядок оформления результатов проверок и пр.
Отличия нового порядка проведения проверок, введенного Инструкцией, от ранее действовавшего:
-
Способы обмена информацией. Прежний порядок допускал обмен документами (их копиями) и информацией посредством электронной почты со ссылкой на наличие возможности достоверно установить, что документ исходит от Банка России. Таким образом, на эмитента возлагалась ответственность за определение того, кем на самом деле был направлен документ. Однако цифровизация, произошедшая в последние несколько лет, внесла свои коррективы: эмитентам предоставляется возможность взаимодействовать с контролирующими органами через личные кабинеты. Вот и новый порядок проведения проверок позволяет Банку России и поднадзорным лицам обмениваться документами (их копиями) и информацией в формате электронных документов через личный кабинет, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России.
-
Возможность проверки аутсорсинговых организаций, связанных с эмитентом. В настоящее время эмитент может передавать часть функций на аутсорсинг третьим лицам (например, ведение бухгалтерского учета). Поэтому Инструкция предоставляет Банку России при проведении выездных проверок право получать информацию в том числе из информационных систем организаций, привлеченных эмитентом для исполнения обязательств по договору.
-
Порядок передачи документов рабочей группе. Банк России имеет право запрашивать и получать необходимые документы. Теперь факт получения рабочей группой документов, касающихся деятельности эмитента, для приобщения их к материалам выездной проверки подтверждается актом приема-передачи документов (образец акта также можно найти в Инструкции).
В целом никаких кардинальных перемен новая Инструкция в порядок проведения проверок не привнесла. Обновление существовавшего с 2015 г. порядка представляется логичным и обоснованным с учетом появления у эмитентов и контролирующих органов новых способов взаимодействия.
Комментарий эксперта
Новая Инструкция принята Банком России взамен действовавшего ранее указания Банка России от 13.09.2015 № 3795-У (далее — Указание) и применяется с 11.03.2024.
Инструкция обновляет правила проведения контрольных мероприятий и существенно корректирует сроки проведения проверок, основания проведения проверок (в частности, исключение комплексных дистанционных проверок), конкретизирует положения об обмене информацией в рамках контрольных мероприятий с использованием личного кабинета, а также съемных машинных носителей. Новый порядок взаимодействия существенно сэкономит сроки обмена информацией. Новая Инструкция отвечает общим трендам информатизации и автоматизации. Что касается положений Инструкции о предписаниях Банка России об устранении нарушений поднадзорными лицами, то они остались без существенных корректировок.
Согласно Инструкции к поднадзорным лицам Банка России относятся эмитенты и участники корпоративных отношений, указанные в п. 19—22 ст. 30 Закона о рынке ценных бумаг.
Инструкцией дополнительно предусмотрено проведение проверок на общих основаниях в результате осуществления Банком России контрольных и надзорных функций на рынке ценных бумаг.
К контрольным мероприятиям Банка России относятся:
-
в отношении поднадзорных лиц — дистанционные проверки отдельных сведений;
-
в отношении эмитентов — выездные проверки деятельности, выездные проверки на общем собрании акционеров, проводимом эмитентом в очной форме.
Согласно новой Инструкции дистанционным проверкам подлежат только отдельные сведения о возможных нарушениях, имеющиеся у Банка России, выездные проверки будут проводиться в случае поступления обращения акционера и (или) инвестора или обращения правоохранительных органов РФ либо иных государственных органов, содержащего сведения, указывающие на возможное нарушение прав и законных интересов акционеров и (или) инвесторов, рассмотрение которого требует анализа документов (информации) по месту нахождения эмитента, или в случае, если получение документов (информации) невозможно без проведения выездной проверки.
Инструкцией подробно описан порядок взаимодействия между Банком России и поднадзорными лицами, права и обязанности представителей Банка России при проведении проверок, права и обязанности эмитентов, порядок подачи возражений. Информационный обмен между Банком России и поднадзорными лицами проводится через личный кабинет, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России, или на материальном носителе (на бумажном или съемном носителе).
В Инструкции скорректированы сроки проведения выездной проверки деятельности эмитента — не более трех месяцев. Конкретный срок может быть продлен максимум на три месяца, если есть хотя бы одно из таких оснований:
-
выявление в ходе проведения выездной проверки деятельности эмитента информации, требующей дополнительного анализа, не позволяющего в срок окончить выездную проверку деятельности эмитента;
-
непредставление эмитентом запрашиваемых сведений и документов в установленный требованием о представлении членам рабочей группы документов срок;
-
выявление в результате анализа представленных документов необходимости получения дополнительных документов.
Ранее продление выездной проверки осуществлялось на месяц. Теперь срок проверки может быть увеличен до полугода.
Инструкцией предусмотрено составление актов любых выездных проверок в трех экземплярах, акта о воспрепятствовании проведению выездной проверки. Составление такого акта не является основанием для обязательного приостановления или прекращения выездной проверки. В сравнении с Указаниями, в Инструкции не приведены примеры воспрепятствования проведению выездной проверки. Полагаю, что это не скажется на поднадзорных лицах критичным образом, в Указаниях перечень таких действий тоже носил открытый характер.
В заключение отмечу, что обращения с жалобами в Банк России на действия/бездействие эмитента и участников корпоративных отношений нередко используются при возникновении корпоративных конфликтов. В ситуации конфликта обращение в Банк России, равно как и допущенные нарушения, могут привести к существенным правовым и экономическим последствиям для нарушителя.
В связи с изложенным эмитентам и иным поднадзорным лицам важно своевременно и правильно реагировать на поступающие запросы Банка России, проводить внутренний и внешний контроль на предмет соблюдения законодательства в сфере корпоративных процедур, в том числе с использованием информационных писем Банка России, включая письмо от 01.10.2020 № ИН-06-28/143.
Комментарий эксперта
Впервые порядок проверок был описан в Указании 3795-У, увидевшем свет в декабре 2015 года. В целом в первом и в обновленном варианте правовое регулирование проверок поднадзорных лиц имеет много общего – определяются формы проверки (дистанционная и выездная), устанавливаются порядок назначения проверок, особенности выездной проверки, проводимой прямо на общем собрании, квалифицируется, что может считаться формой противодействия проверке и как надлежит оформлять все последовательные фазы проверки – от назначения до итогового акта.
Заметим, что в качестве основной меры реагирования – у ЦБ как было, так и остается всего лишь предписание, подкрепленное, штрафом до 700 тыc. руб. по КоАП РФ.
Самое заметное в процедуре – это изменение порядка назначения проверок, если раньше Служба по защите потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров играла ключевую роль во всех проверочных мероприятиях, то новой инструкцией инициирование проверок сосредоточено в руках профильных надзорных департаментов.
Дальнейшие изменения, с той или иной степенью допущения, можно все же отнести к техническим. Так, например, понятие «комплексной дистанционной проверки» (аналог «камеральной проверки» в налоговой практике) в принципе исключено, но это не означает, что объем запрашиваемой информации в процедуре обычного запроса ЦБ – ограничен.
Это же касается и ввода возможности обмена информацией через Личный кабинет, сам по себе уже много лет использующийся в надзорной практике. Кроме этого, был устранен ряд технических пробелов, допускавших, например, не раскрытие информации эмитента, которая хранится в облаке его подрядчика, или предоставление проверяющим не оборудованных оргтехникой рабочих мест, но в целом – мы видим процесс эволюционного изменения правового регулирования.