В споре, рассмотренном в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2024 № 18АП-17240/2023, 18АП-17241/2023 по делу № А07-21968/2023, суды разобрались с тем, вправе ли была компания применять льготу по налогу на имущество для торговых центров к нежилому помещению в многоквартирном доме, использующемуся для торговой деятельности.
Суть дела
Компания являлась владельцем нежилого помещения с отдельным кадастровым номером, расположенного в многоквартирном жилом доме. Оно использовалось для ведения торговой деятельности.
Компания хотела воспользоваться льготой по налогу на имущество, предусмотренной региональным законом для торговых центров. Она обратилась с соответствующим заявлением в инспекцию. Но налоговики в предоставлении льготы отказали. Обосновали отказ они тем, что нежилое помещение является составной частью жилого дома, в связи с чем данный торговый объект не может рассматриваться как торговый центр (отдельно стоящее здание), в отношении которого предусматривается возможность применения налоговой льготы.
Компания обратилась в суд с требованием признать отказ в предоставлении льготы незаконным и обязать инспекцию рассмотреть повторно заявление о предоставлении льготы.
Решение судов
Суды двух инстанций требования компании удовлетворили. Они установили, что по результатам проверки фактического использования, проведенной Минземимущества, установлено, что более 20% от общей площади нежилого помещения используется для ведения торговой деятельности.
Региональным законом предусмотрено, что нежилые помещения, расположенные в многоквартирных домах, в перечень объектов, налоговая база по которым исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, вносятся как самостоятельный объект.
Спорный объект недвижимости был включен уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с п. 7 ст. 378.2 НК РФ в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденный приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст, определяет торговый комплекс как совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности. Также в примечании указано, что под функциями хозяйственного обслуживания подразумевают инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализацию, средства связи, ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборку мусора, охрану торговых объектов, организацию питания служащих и т.п.).
Суды указали, что спорное помещение — торговый центр представляет собой встроено-пристроенные помещения, расположенные в подвальном и первом этажах девятиэтажного жилого дома. Он является совокупностью 10 торговых предприятий — арендаторов, которые реализуют товары и оказывают услуги в пределах объекта недвижимости. Хозяйственное обслуживание осуществляет компания как арендодатель. Ею заключены прямые договоры с ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями, так как инженерные системы помещения являются самостоятельными, независимыми и не связанными с соответствующими системами многоквартирного дома.
В результате суды пришли к выводу, что компания имеет право на налоговую льготу для объекта недвижимого имущества, так как все условия для ее предоставления соблюдены.