Рост цен на авиабилеты ускоряется. По данным Росстата, в январе 2024 г. к соответствующему периоду прошлого года полет в салоне экономического класса (в расчете на 1 тыс. км пути) подорожал на 33,9%, в феврале — на 42%. За неделю с 12 по 18 марта средняя стоимость авиаперелета экономическим классом увеличилась на 7,0%, став больше 12,03% к декабрю 2023 г. Эксперты объясняют резкий ценовой скачок увеличением расходов на обслуживание авиатехники, а также эффектом низкой базы.
Последний раз столь значительно стоимость полета в салоне экономкласса (в расчете на 1 тыс. км пути) в феврале в годовом измерении поднималась в 2009 г. Тогда рост на 30,2% эксперты связывали с подорожанием авиационного топлива.
Старт текущему ценовому скачку дали санкционные ограничения. Их негативное воздействие на рынок власти пытаются смягчить с помощью господдержки. «Благодаря решениям президента, правительства России и Министерства транспорта общая сумма государственной поддержки предприятий и организаций гражданской авиации, направленная на нивелирование влияния санкционных ограничений и поддержку воздушных перевозок, составила более 69 млрд руб.», — сообщил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров 20 марта на коллегии ведомства по итогам 2023 г.
По словам чиновника, в 2023 г. благодаря предоставленным авиакомпаниям субсидиям сохранились условия для доступности авиаперевозок. Число пассажиров отечественных авиаперевозчиков за год увеличилось на 10,7%, до 105,4 млн человек, по сравнению с 2022 г.
В текущем году реализация трех программ субсидирования продолжается. Власти рассчитывают, что принимаемые меры сдержат цены и будут способствовать развитию авиаперевозок. В рамках ежегодного послания Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин поставил перед отраслью задачу увеличить к 2030 г. интенсивность авиасообщения в России в полтора раза.
Почему подскочили цены на авиабилеты и как будет развиваться ситуация дальше? На эти вопросы «ЭЖ» ответили эксперты.