Сильнейшее подорожание за 15 лет. Что будет с ценами на авиабилеты дальше

| статьи | печать

Рост цен на авиабилеты ускоряется. По данным Росстата, в январе 2024 г. к соответствующему периоду прошлого года полет в салоне экономического класса (в расчете на 1 тыс. км пути) подорожал на 33,9%, в феврале — на 42%. За неделю с 12 по 18 марта средняя стоимость авиаперелета экономическим классом увеличилась на 7,0%, став больше 12,03% к декабрю 2023 г. Эксперты объясняют резкий ценовой скачок увеличением расходов на обслуживание авиатехники, а также эффектом низкой базы.

Последний раз столь значительно стоимость полета в салоне экономкласса (в расчете на 1 тыс. км пути) в феврале в годовом измерении поднималась в 2009 г. Тогда рост на 30,2% эксперты связывали с подорожанием авиационного топлива.

Старт текущему ценовому скачку дали санкционные ограничения. Их негативное воздействие на рынок власти пытаются смягчить с помощью господдержки. «Благодаря решениям президента, правительства России и Министерства транспорта общая сумма государственной поддержки предприятий и организаций гражданской авиации, направленная на нивелирование влияния санкционных ограничений и поддержку воздушных перевозок, составила более 69 млрд руб.», — сообщил руководитель Росавиации Дмитрий Ядров 20 марта на коллегии ведомства по итогам 2023 г.

По словам чиновника, в 2023 г. благодаря предоставленным авиакомпаниям субсидиям сохранились условия для доступности авиаперевозок. Число пассажиров отечественных авиаперевозчиков за год увеличилось на 10,7%, до 105,4 млн человек, по сравнению с 2022 г.

В текущем году реализация трех программ субсидирования продолжается. Власти рассчитывают, что принимаемые меры сдержат цены и будут способствовать развитию авиаперевозок. В рамках ежегодного послания Федеральному Собранию Президент РФ Владимир Путин поставил перед отраслью задачу увеличить к 2030 г. интенсивность авиасообщения в России в полтора раза.

Почему подскочили цены на авиабилеты и как будет развиваться ситуация дальше? На эти вопросы «ЭЖ» ответили эксперты.

Комментарий эксперта

В январе стоимость авиаперелетов по России эконом-классом увеличилась на 11,2%. При этом за неделю с 23 по 29 января она выросла на 4,7%.

Необходимо отметить, что за 2023 г. средняя стоимость авиаперелета в эконом-классе по России выросла на 22,2%. В 2022 г. такие перелеты подорожали на 15,6%, а в 2021 г. — на 5,97%.

Рост цен на билеты связан с необходимостью регулярного технического обслуживания и ремонта авиатехники и повышением стоимости импортных запчастей, расходных материалов и комплектующих. Проблема с доступностью запасных частей в ближайшее время сохранится.

Это однозначно ударит по ценам на авиаперелеты, при этом рост стоимости авиабилетов в ближайшие два-три года может составить как минимум 15—20% ежегодно при благоприятном сценарии и более 30% — при неблагоприятном сценарии реализации проектов импортозамещения в авиационной отрасли и снижения объемов субсидирования.

Вопрос ценообразования в авиации является довольно сложным. На стоимость перелета влияет рост издержек самих перевозчиков (фактического увеличения валютной составляющей, аэропортовых расходов, стоимости ГСМ и т.п.), на ценообразование влияют и суммы субсидий, изменения в маршрутной сети, состояние самолетного авиапарка авиакомпании.

Минтранс активно уделяет внимание обеспечению доступности воздушного транспорта для населения, выделяя субсидирование. Дальнейший рост интенсивности перевозок будет обеспечиваться в том числе за счет реализации программ субсидирования. В 2023 г. по субсидируемым маршрутам перевезено более 4,7 млн пассажиров. В 2024 г. на реализацию трех традиционных программ субсидирования по состоянию на начало года выделено уже 25 млрд руб. Перевозки будут осуществляться по 360 маршрутам.

Комментарий эксперта

Действительно, цены сильно повысились. Связано это по большей части с увеличением затрат на обслуживание. Стоимость деталей или ремонт отдельных частей значительно выросла. Также количество самолетов в принципе сократилось. А спрос остался тем же. В сезон мы даже можем столкнуться с тем, что желание людей улететь куда-либо будет больше, чем количество рейсов. Так, где есть спрос, всегда растет цена. И заключительное — часто на дальние расстояния самолеты летают с дозаправкой в каком-либо городе. Соответственно, это тоже влияет на стоимость. Как показывает практика, цены будут только расти. Это связано как с ростом спроса, так и с инфляцией.

Комментарий эксперта

На рост цен влияет множество факторов — наличие или отсутствие субсидий, конкуренция на разных маршрутах, инфляция, наличие работоспособного самолетного парка на том или ином направлении. Кроме того, не стоит забывать, что ценообразование для авиабилетов динамическое и зависит от спроса. Если на каком-то направлении билеты всегда распродаются даже по высокой цене, не стоит ждать снижения. И наоборот, если авиакомпания не может загрузить тот или иной рейс, она будет снижать цену для привлечения пассажиров.

Мы не видим предпосылок для роста цен на авиабилеты в дальнейшем, скорее тенденцию к сохранению текущих цен. В частности, по своим клиентам мы наблюдаем стабильно растущий спрос на авиабилеты, и, судя по аналитике РБК, рынок делового туризма в РФ восстановился относительно допандемийного 2019 г. Вероятно, таким образом авиакомпании смогут зарабатывать за счет увеличения пассажиропотока, а не повышения цен на авиабилеты.

Комментарий эксперта

Рост цен на перелеты в эконом-классе в основном связан с так называемым эффектом низкой базы — в начале 2023 г. у авиакомпаний еще были государственные субсидии, вот почему билеты для пассажира на внутренние рейсы были дешевле. Чтобы освоить эти субсидии, которые выдавались исходя из количества пассажиров, авиакомпании организовывали акции и распродажи. Вот почему цены на авиабилеты в начале 2023 г. были существенно ниже. Напомним, что в 2020—2021 гг., в ковидную пандемию, цены увеличивались на все — кроме авиабилетов, из-за того, что субсидии поддерживали их на щадящем уровне.

Неудивительно, что в условиях отсутствия государственных субсидий авиакомпании повышают цены — в убыток летать они не могут. Курс доллара тоже существенно вырос, а ведь запчасти покупаются за валюту, плата за лизинг осуществляется по валютным ставкам.

По данным российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ, люди не стали путешествовать меньше. Например, только весной 2024 г. количество броней увеличилось на 24% по сравнению с прошлым годом. Так что платежеспособный клиент существует, а это значит, что цены будут расти и дальше, подгоняемые в основном инфляцией. Однако в дальнейшем вряд ли они будут расти так скачкообразно, ведь спрос падает, если цена увеличивается существенно. Просто именно сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда авиабилеты на внутренние направления приближаются к ценам рынка.