Повышение прибыльности за счет продвинутого финансового анализа и прогнозирования

| статьи | печать

В непростой экономической обстановке повышение прибыльности — одна из основных задач, с которыми сталкиваются компании. Собственников сегодня интересует не только полученная сумма, но и то, как можно заработать больше. Одним из инструментов оценки текущего положения дел в бизнесе, оптимизации расходов и прогнозировании будущих финансовых показателей является финансовый анализ. Как он может помочь в поисках точек роста, рассказывает Евгений Спиридонов, финансовый директор ПАО «ЯТЭК», профессиональный финансист и действующий член международной ассоциации АССА.

Прибыльность — способность предприятия генерировать прибыль и вести рентабельную деятельность. Уровень прибыльности характеризуется коэффициентами рентабельности, важнейшие из которых:

  • коэффициент рентабельности собственного капитала. Рассчитывается по формуле: чистая прибыль : собственный капитал х 100%;

  • коэффициент рентабельности активов. Чистая прибыль: стоимость активов х 100%.

Чем выше эти показатели, тем эффективнее бизнес. Рассмотрим, как при помощи финансового анализа и прогнозирования улучшить эти показатели.

Декомпозиция цели: прибыльность как результат

Возьмем повышение прибыльности за цель и проведем ее декомпозицию. Для этого разложим ее на составляющие элементы и проанализируем их в поисках точек роста. Абсолютное выражение прибыли, то есть сколько заработала компания, считают так:

Прибыль = Доходы – Расходы.

Эта простая на первый взгляд формула, если разложить ее на составляющие, позволяет понять, как формируется прибыль и какие факторы влияют на доходы и расходы и, в конечном итоге, на прибыльность компании. Доходы разделяют на две категории: доходы от основной деятельности, то есть выручка, и внереализационные доходы. Расходы — на прямые и косвенные, переменные и постоянные. Далее каждую группу детализируют до уровня расчетных показателей, например, расходы на оплату труда, закупку сырья, материалов или комплектующих и т.д. Сначала кажется, что нет ничего сложного. Но каждый из этих показателей в разной степени влияет на прибыль компании. Если недооценивать это влияние, организацию могут ждать финансовые потери.

Источниками данных о доходах и расходах компании служат управленческая и бухгалтерская отчетность, а финансовые показатели и ключевые показатели эффективности, используемые в финансовом анализе, помогают оценить текущее финансовое положение компании и выявить области для улучшения. Как это происходит на практике?

Методы продвинутого финансового анализа

Информация из отчетности и финансовые показатели сами по себе, в отрыве от других данных, не дадут полной картины происходящего в бизнесе. Чтобы понять значение того или иного показателя и его влияние на прибыль компании, и нужен финансовый анализ. Рассмотрим методы, чаще всего используемые на практике.

Горизонтальный анализ. С его помощью можно выявить и оценить изменения показателей бухгалтерской отчетности в течение определенного времени, посмотреть их динамику за определенный период и выявить общий тренд для прогнозирования. Например, в фармацевтической компании исследовали динамику прибыли от продажи различных лекарственных средств за последние несколько лет. Определив наиболее прибыльные продукты, компания сосредоточила свои усилия на их производстве и маркетинге, что привело к увеличению чистой прибыли.

Вертикальный анализ. Позволяет выявить структуру и соотношение различных показателей внутри отчетного периода. Он основывается на расчете процентного соотношения каждого показателя к базовому, такому как выручка, активы или капитал компании, и позволяет лучше понять, какие доли в структуре финансовой отчетности занимают различные показатели и какие ее компоненты имеют наибольший или наименьший вес. Например, в газодобывающей компании, используя метод вертикального анализа, можно определить удельный вес прибыли от разных месторождений газа в общей выручке. Это позволяет выделить наиболее прибыльные и перспективные направления добычи, что в результате увеличивает прибыльность.

Сравнительный анализ. Предполагает оценку сводных показателей финансовой отчетности организации или ее подразделений с конкурентами, сопоставление результатов деятельности со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими показателями. Сравнивая фактические данные с нормативными, можно оценить внутренние резервы, сопоставив их с аналогичными данными прошлых лет, и увидеть динамические изменения. Так, в газодобывающей отрасли сравнительный анализ позволяет компаниям оценить свою производительность и результативность по сравнению с конкурентами в отрасли, что помогает выявить области для улучшения и повышения конкурентоспособности.

Анализ относительных финансовых показателей (коэффициентов) — представляет собой расчет отношений между отдельными позициями разных форм финансовой отчетности, определение взаимосвязей и взаимозависимостей между показателями. Например, в быстрорастущем стартапе возможно использовать метод анализа относительных финансовых показателей для сравнения прибыльности различных сегментов рынка, на которых действует компания. Выявив наиболее доходные секторы, стартапу необходимо сконцентрировать свои ресурсы на них, что будет способствовать росту общей прибыли компании.

Факторный анализ. Здесь используются такие показатели, как доходы, расходы, прибыль, рентабельность, ликвидность, задолженность и т.д., и определяются факторы, которые представляют собой набор взаимосвязанных показателей, отражающих конкретные аспекты финансовой деятельности компании. Например, можно выделить факторы, связанные с рентабельностью, и с помощью статистических методов определить наиболее значимые из них, которые сильно влияют на финансовую производительность компании. Это позволяет сосредоточиться на наиболее важных аспектах и принять меры для улучшения финансовых результатов. Например, если анализ показывает, что низкая рентабельность связана с высокими расходами, компания может принять решение о сокращении издержек или оптимизации бизнес-процессов.

В современной практике финансового анализа наиболее широкое распространение получила факторная модель Дюпона. Остановимся на ней подробнее.

Анализ рентабельности собственного капитала по модели Дюпона

Схематично трехфакторную модель Дюпона для оценки прибыльности собственного капитала можно изобразить следующим образом (рисунок). Она предлагает ее декомпозицию на базе трех основных компонентов: прибыльность, оборачиваемость и финансовый рычаг. Рассмотрим ее применение на примере компании «А».

Чтобы провести финансовый анализ, выполняем следующие действия.

Шаг 1. Из бухгалтерской отчетности берем показатели выручки, чистой прибыли, активов и собственного капитала за три года (табл. 1).

Шаг 2. Раскладываем показатели прибыльности собственного капитала на факторы и производим расчет (табл. 2).

Шаг 3. Определяем, как эти факторы влияют на коэффициент прибыльности собственного капитала. Для этого используем метод абсолютных разниц. Его применяют, когда необходимо оценить степень воздействия отдельных параметров на прирост или снижение итогового показателя. Абсолютный прирост одного фактора умножаем на величину предыдущего периода тех факторов, которые по формуле находятся справа, и на величину отчетного периода для факторов слева.

Чтобы проанализировать причины изменения прибыльности собственного капитала (ROE) в текущем периоде по отношению к предыдущему — считаем абсолютное изменение каждого фактора по формуле:

Δ P = Pтек – Pпред

Δ R = Rтек – Rпред

Δ LR = LRтек – LRпред.

Затем последовательно перебираем влияние каждого фактора по отдельности и получаем данные о его вкладе в общее отклонение.

Δ ROE(P) = ΔP х Rпред х LRпред.

Δ ROE(R) = Pтек х ΔR х LRпред.

1. Δ ROE(LR) = Pтек х Rтек х Δ LR.

Корректность расчетов проверяется сложением вкладов каждого фактора, которое должно быть равно изменению итогового показателя (табл. 3):

2. Δ ROE = Δ ROE(P) + Δ ROE(R) + Δ ROE(LR).

Шаг 4. Выделяем факторы с наибольшим негативным влиянием. В 2021 г. — это финансовый рычаг, который сократил рентабельность собственного капитала на 22%, а в 2022 г. — прибыльность от продаж, которая сократила ее на 25%.

Прогнозирование и поиск точек роста

Прогнозирование помогает компаниям предсказать будущие доходы и расходы, что позволяет руководителям принимать более обоснованные управленческие решения. На этом этапе выполним декомпозицию основных негативных факторов из примера выше и выработаем план действий по уменьшению их отрицательного воздействия.

Финансовый рычаг. В 2021 г. существенно вырос собственный капитал с 1,9 до 2,7 млрд руб. (на 42%). Это вызвало увеличение его доли в структуре активов, что снижает прибыльность собственного капитала, а также сокращает финансовый риск компании. Чтобы понять, является ли это изменение негативным, потребуется выполнить сравнительный анализ со среднеотраслевыми показателями доли собственного капитала в активах компаний той же отрасли (табл. 4).

Прибыльность от продаж. В 2022 г. снизилась чистая прибыль с 2,1 до 1,7 млрд руб. (на 19%). Если провести ее дальнейшую детальную декомпозицию, то, проанализировав отчет о финансовых результатах, мы увидим, например, что снижение произошло за счет уменьшения доходов от участия в других организациях и прочих доходов.

На основе этой информации руководители компании могут принять решение, как исправить ситуацию. Например, изменения могут быть вызваны внешними (неуправляемыми) или внутренними (управляемыми) факторами. Внешние изменения необходимо принять и выработать митигирующие, то есть снижающие риски, действия. Внутренними — управлять и проработать план действий, который не допустит их повторения в будущем.

Использование продвинутого финансового анализа и прогнозирования является ключевым для достижения цели повышения прибыльности компании. Эти инструменты помогают компаниям понять их текущее финансовое положение, текущие тренды, выявить области для улучшения и разработать стратегии для достижения целей. Путем использования современных методов и инструментов анализа данных компании способны повысить свою прибыльность, улучшить свою конкурентоспособность и обеспечить устойчивый рост в долгосрочной перспективе.

 

Таблица 1. Финансовый анализ, шаг 1, млрд руб.

Показатель

Код строки отчетности

2020

2021

2022

Выручка

2110

31,9

40,1

47,4

Чистая прибыль

2400

1,8

2,1

1,7

Активы

1600

22,8

25,3

27,3

Собственный капитал

1300

1,9

2,7

1,7

 

Таблица 2. Финансовый анализ, шаг 2

Показатель

Формула

2020

2021

2022

Прибыльность продаж

2400/2110*100%

5,6%

5,2%

3,6%

Оборачиваемость активов

2110/1600

1,4

1,6

1,7

Финансовый рычаг

1600/1300

12,0

9,4

16,1

Коэффициент рентабельности собственного капитала

 

94,7%

77,8%

100,0%

 

Таблица 3. Финансовый анализ, шаг 3

Показатель

2020/2021

2021/2022

Фактор прибыльности продаж

-7%

-25%

Фактор оборачиваемости активов

12%

5%

Фактор финансового рычага

-22%

42%

Изменение рентабельности собственного капитала

-17%

22%

 

Таблица 4. Финансовый рычаг, млрд руб.

Показатель

Код строки отчетности

2020

2021

Активы

1600

22,8

25,3

Собственный капитал

1300

1,9

2,7

Доля собственного капитала в активах

1300/1600*100%

8,3%

10,7%