ЦБ РФ смягчил правила валютного контроля в отношении внешнеторговых контрактов1

| статьи | печать

С 1 апреля существенно упрощается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным банкам. В частности, повышен порог суммы, в отношении которой необходимо отчитываться перед банком, урегулирован порядок расчетов наличными по ВЭД-контрактам и предоставлена возможность подать в банк предварительный договор. Подробности в нашем материале.


1 Указание Банка России от 09.01.2024 № 6663-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 августа 2017 г. № 181-И».

Комментарий эксперта

Указанием внесены следующие основные изменения:

  • В область контроля включены расчеты физических лиц — резидентов по сделкам (операциям) с цифровой валютой (п. 1.5, п. 2.27 Инструкции № 181-И в новой редакции). Также эти требования распространяются на физических лиц — резидентов, к которым перешли права (требования) по внешнеторговым договорам, которые приняты банками на учет.

  • Закреплено право компаний ставить контракт на учет в одном банке, а проводить расчеты по нему через любой другой банк. До 1 апреля 2024 г. все расчеты по общему правилу необходимо было проводить через счета в том банке, где контракт поставлен на учет (п. 5.1 Инструкции № 181-И в новой редакции).

  • Введены положения, регулирующие обязанность резидентов представлять в банк документы и информацию по расчетам наличными с нерезидентами в случаях, предусмотренных специальными экономическими мерами (глава 15 (1) Инструкции № 181-И).

Наиболее существенным для оборота изменением станет повышение лимита, при превышении которого требуется постановка внешнеторгового договора (контракта) на учет в банк.

Повышение пороговой суммы операций до 1 млн руб. облегчит для многих лиц прохождение процедуры валютного контроля, что позитивно скажется на малом и среднем бизнесе.

Также с 1 апреля упрощен порядок расчетов по контрактам, требующим постановки на учет в уполномоченных банках с присвоением уникального номера импортного контракта, а именно: кредитным договорам, сумма обязательств по которым эквивалентна 3 млн руб. и более, и экспортным контрактам, сумма обязательств по которым эквивалентна 10 млн руб. и более.

Ранее расчеты по указанным контрактам можно было проводить только через банк, в котором контракт стоит на учете. В тех случаях, когда требовалось осуществить расчеты через валютный счет, открытый в другом банке, компании нужно было снять контракт с учета, поставить его на учет в новом банке и только потом проводить по нему платежи. В условиях высоких санкционных рисков такой порядок осуществления валютных операций существенно ограничивал бизнес и увеличивал общие сроки расчетов.

С внесением изменений в Инструкцию № 181-И расчеты можно проводить через любой банк, который уполномочен осуществ­лять валютный контроль, снимать и заново ставить на учет контракт теперь не нужно.

Комментарий эксперта

Наиболее заметным новшеством стало повышения до 1 млн руб. порога, в пределах которого операции по счетам резидентов проводятся в упрощенном порядке (в уполномоченный банк валютный резидент представляет только код вида операции или расчетный документ). Ранее действовал порог 600 тыс. руб., который был «унаследован» из предыдущих инструкций (117-И и 138-И).

Другим важным новшеством стала возможность рассчитываться по контрактам, поставленным на учет в уполномоченном банке, через любой уполномоченный банк, а не только банк, учитывающий контракт. На фоне санкций и практических сложностей с расчетами такое изменение должно позволить быстрее адаптироваться к меняющимся условиям. Такое ограничение упрощало валютный контроль, хотя в некоторых случаях уже было разрешено рассчитываться через счета в банках-нерезидентах. Теперь же предусмотрены процедуры взаимодействия с банками, например, если нужно провести разовую операцию или нет времени на перевод контракта в другой банк.

Также на упрощение валютного контроля для валютных резидентов направлена отмена обязанности представлять в банк перевозочные, товаросопроводительные и коммерческие документы в случае, если в таможенные органы представляется статистическая форма учета перемещения товаров внутри ЕАЭС. Информация из статистических форм автоматически вносится в ведомости банковского контроля.

Значительная часть изменений направлена на интеграцию расчетов наличными в ВЭД и валютного контроля. Так, введены две новые главы: 2.1, устанавливающая особенности предоставления резидентами документов и информации и ведения банками учета и отчетности; и 15.1, устанавливающая правила взаимодействия резидентов с уполномоченными банками. Также были скорректированы соответствующие положения других разделов Инструкции.

В частности, предусмотрено, что документы и информация представляются резидентом в банк в срок не позднее 45 рабочих дней после передачи/получения наличных денежных средств. Правила расчетов наличными в ВЭД действуют уже более года, однако их практическая применимость вызывала вопросы. Можно надеяться, что внесенные изменения добавят определенности для участников ВЭД и банков и позволят активнее использовать этот инструмент.

Кроме того, внесены некоторые точечные изменения, например, возможность предоставить в банк предварительный договор. Уточнено, что при уступке требования снятие контракта с учета осуществляется при получении встречного предоставления. Также предусмотрено предоставление в банк информации о коде вида операции с цифровой валютой.

Помимо самой Инструкции были изменены приложения, в том числе Перечень кодов видов операций: отдельно выделены расчеты с «недружественными» нерезидентами, предусмотрены коды для операций с цифровой валютой. Новая информация будет включаться и в ведомость банковского контроля, в том числе признак аффилированного лица, сведения о третьих лицах, участвующих в расчетах. Также дополнены коды подтверждающих документов.

Комментарий эксперта

Указанием предусмотрено, что если сумма контракта с нерезидентом в эквиваленте не более 1 млн руб., то уполномоченному банку резидент сообщит только код вида операции. Ряд документов направлять не нужно. Речь идет о случаях, когда деньги зачисляют на транзитный валютный счет резидента или списывают с его валютного расчетного счета.

Аналогично изменят сумму контракта, при которой для списания средств с рублевого расчетного счета надо предъявить уполномоченному банку только расчетный документ по операции.

Резиденты смогут рассчитываться по контракту или кредитному договору, который нужно поставить на учет, например, через свои счета в любом уполномоченном банке.

При этом, по общему правилу, в целях осуществления валютного контроля банки имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Перечень таких документов состоит из 22 пунктов, в том числе: удостоверяющие документы, документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства; уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке и (или) иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Комментарий эксперта

С 1 апреля 2024 года вступили в силу изменения в Инструкцию Банка России, которая регулирует правила предоставления в банк документов и информации при осуществлении валютных операций. При этом отдельные изменения вступят в силу с 1 января 2026 года.

Так, согласно этим изменениям, были увеличены суммы, в отношении которых необходимо отчитываться перед банком. Теперь документы в валютный контроль банка можно будет не предоставлять при совершении валютных операций на сумму до 1 млн руб.

Также теперь возможно проводить расчеты по внешнеторговым договорам не только через банк, в котором стоит на учете контракт, но и через любой другой уполномоченный банк.

В этом случае резидент должен будет предоставить в банк, через который была проведена соответствующая операция, информацию об уникальном номере контракта, который был присвоен ему при постановке на учет, а также документы, связанные с проведенной операцией.

В зависимости от вида операций Инструкцией установлены различные сроки для предоставления в банк этой информации и перечень документов, необходимых для предоставления.

Одним из важных изменений является отмена требования о предоставлении в банк статистических форм в случае перемещения товара в рамках Евразийского экономического союза. Теперь таможенные органы будут самостоятельно направлять эту форму в банк (п. 8.8., 9.2. Инструкции Банка России от 16.08.2017 N 181-И).

Изменения коснутся и других положений Инструкции Банка России. В частности, предоставления документов при проведении сделок (операций) с цифровой валютой и при расчетах с наличными денежными средствами.