Как исчисляется трехлетний срок на возврат переплаты у участника схемы дробления бизнеса

| статьи | печать

В постановлении от 09.02.2024 № Ф03-6634/2023 по делу № А51-17815/2022 АС Дальневосточного округа разъяснил, что следует считать моментом, когда участник схемы узнал о наличии у него переплаты.

Суть дела

Компания, применяющая УСН, являлась участником схемы дробления бизнеса. Выявив схему в 2021 г., налоговики рекомендовали организаторам схемы перевести деятельность подконтрольных лиц, в том числе компании, на общий режим налогообложения за периоды начиная с 1 января 2018 г., а также рассмотреть вопрос об уточнении налоговых обязательств по налогам в рамках общего режима налогообложения за период с 1 января 2018 г.

Организаторы схемы представили уточненные декларации по налогу на прибыль и НДС с учетом операций, ранее отражавшихся в учете подконтрольных лиц, применяющих УСН.

Компания, как участник схемы, полностью обнулила свои показатели за 2018, 2019 гг., поскольку самостоятельной деятельности она не вела. В результате представления в 2021 и 2022 г. уточненных деклараций за 2018 и 2019 г. у нее образовалась переплата по УСН, которую она хотела вернуть. Компания обратилась с соответствующим заявлением в налоговую, но получила отказ по причине пропуска трехлетнего срока.

Компания посчитала отказ неправомерным. По ее мнению, она узнала о переплате только в 2021 г. Соответственно, трехлетний срок не пропущен. За взысканием переплаты компания обратилась в суд.

Решение судов

Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении ее требований. Они отметили, что реализация налогоплательщиком права на возврат излишне уплаченного налога путем применения внесудебного (административного) порядка обусловлена соблюдением сроков на обращение в налоговый орган с соответствующим заявлением, установленных налоговым законодательством. При этом данный срок исчисляется со дня уплаты указанной суммы налога.

В постановлении от 25.02.2009 № 12882/08 Президиум ВАС РФ указал, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки всех имеющих значение для дела обстоятельств в совокупности. В частности, нужно установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.

В рассматриваемом случае с заявлением о возврате излишне уплаченного налога компания обратилась 10 декабря 2021 г. (по переплате за 2018 г.) и 29 марта 2022 г. (по переплате за 2019 г.), то есть за пределами срока, предусмотренного п. 7 ст. 78 НК РФ.

Отклоняя доводы компании о наличии оснований для возврата переплаты, суды исходили из того, что она сознательно была вовлечена в схему дробления бизнеса в качестве подконтрольной взаимозависимой организации. Формально обладая правом на УСН, она фактически экономическую деятельность не вела, а прикрывала деятельность организаторов схемы, что подтверждается обнулением данных по деятельности за 2018 и 2019 г.

Выявленное налоговым органом правонарушение могло быть совершено взаимозависимыми организациями только умышленно, поэтому на момент уплаты спорных налогов компания не могла не знать об отсутствии оснований для их уплаты. Действия, направленные на уклонение от налоговых обязанностей в установленном размере, не могут предоставлять преимущества недобросовестным налогоплательщикам и искусственно продлевать срок обращения в суд за взысканием излишне уплаченного в результате таких действий налога даже при последующей уплате налога в надлежащем порядке и размерах.

Для компании как лица, участвующего в противоправной схеме искусственного дробления бизнеса, срок возврата излишне уплаченного УСН исчисляется с момента его уплаты, поскольку налогоплательщик знал, что производит уплату УСН в отсутствие у него такой обязанности, вследствие чего принятые налоговым органом протоколы и уведомления не влияют на порядок исчисления данного срока.