Всероссийский центр изучения общественного мнения в авторском обзоре Елены Михайловой, советника генерального директора ВЦИОМ, опубликовал результаты опроса о том, как россияне оценивают участие работодателей в поддержке института семьи. Исследование показало, что от предприятий ждут готовности оказать помощь семье сотрудников, если появятся соответствующие запросы и потребности. Реализация таких программ постепенно становится фактором выбора работодателей, формирования лояльности к бренду компании.
Данные проведенного ВЦИОМ опроса говорят о том, что работодатели реагируют на запрос персонала и постепенно включаются в процесс реализации демографической и семейной политики. На положительные изменения в этом направлении указали 18% респондентов. Для сравнения: более половины (52%) не заметили значимых перемен.
Больше других групп на перемены обратили внимание опрошенные с высоким уровнем дохода (26%) — как правило, они работают в крупных компаниях, которые активно развивают семейную корпоративную политику.
Что касается конкретных направлений поддержки, более половины россиян полагают, что работодатель должен особо выделять категории сотрудников, воспитывающих несовершеннолетних детей, предоставляя им дополнительную поддержку и отдельные преференции (58%). При этом более трети (36%) придерживаются мнения, что условия для всех сотрудников должны быть равны.
58% россиян посетовали на то, что в последние годы сталкивались с неготовностью начальства пойти навстречу при необходимости взять отпуск в конкретные даты или принять участие в важном семейном событии, причем у 28% такого рода проблемы возникают регулярно. Чаще всего в таких ситуациях оказываются работники в возрасте до 35 лет (75%).
Часть персонала не имеет четких представлений о возможных мерах поддержки семей со стороны компаний. Чаще всего так отвечали респонденты в возрасте 18—24 лет, вероятно, потому, что у них зачастую еще нет ни детей, ни опыта длительного взаимодействия с работодателями.
Более того, молодежь считает, что работодатель не должен целенаправленно проявлять интерес к их личной жизни. Среди не достигших 25-летнего возраста такого мнения придерживаются 64% респондентов. Эксперты полагают, что на формирование таких взглядов влияют особенности первичной профессиональной социализации (устойчивые профессиональные связи внутри коллективов в этот период жизни только формируются), а также высокая мобильность молодежи на рынке труда.
Противоположной точки зрения («работодатель должен всегда знать, как живут его сотрудники») чаще придерживаются представители поколения, чья социализация проходила в период коллективных практик — среди достигших 60-летнего рубежа такого мнения придерживается более трети россиян (34%). Полностью же разделить свое личное и рабочее пространство хочет четверть участников опроса, а в группе 25—44-летних доля выступающих против вмешательства работодателя в семейную жизнь составляет 30%.
Позиция «умеренного участия» работодателя ближе гражданам с высшим и незаконченным высшим образованием (57%), а также в социальных средах с меньшей устойчивостью социальных связей (в обеих столицах и городах-миллионниках доли сторонников такой позиции составляют 59 и 62% соответственно).
Если смотреть в целом, далеко не все готовы делиться информацией о своей семейной ситуации: каждый второй россиянин (50%) считает, что работодатель может интересоваться жизнью и семьей сотрудников, только если они сами о ней рассказывают и просят какого-либо участия или поддержки. Однако для работников важно знать, что в сложных жизненных ситуациях они могут рассчитывать на понимание и поддержку со стороны руководства компании.