В разной степени, но дружный рост авторских индексов в марте показали замеры и Банка России, и Росстата, и вряд ли симпатизирующего нашей стране S&P Global.
Возможно, отсутствие привычного индекса деловой среды от РСПП, не отличавшегося особым оптимизмом, создаст у читателей ощущение излишнего позитива.
ЦБ: ИБК — лучший за 12 лет
В марте рассчитываемый регулятором индикатор бизнес-климата (ИБК) вырос до 10,6 пункта (в феврале — 7,9 пункта). Значение индикатора фиксируется на максимумах за последние 12 лет и указывает на продолжающееся расширение деловой активности. При этом позитивная динамика ИБК, как и в феврале, определялась улучшением текущих оценок и ожиданий.
Оценки текущих бизнес-условий росли второй месяц подряд и вновь приблизились к рекордному уровню II квартала 2023 г. Позитивные изменения по сравнению с февралем были отмечены в большинстве отраслей, особенно заметные — в добыче полезных ископаемых и розничной торговле. Наиболее высокими оставались оценки предприятий обрабатывающих производств и сельского хозяйства.
Краткосрочные ожидания компаний стали самыми оптимистичными с мая 2013 г. Позитивные настроения компаний улучшались практически во всех видах экономической деятельности. Более сдержанными оказались ожидания лишь у предприятий торговли, что определялось снижением ожиданий по спросу в оптовой торговле и торговле автотранспортными средствами.
Текущие оценки и по спросу, и по выпуску товаров и услуг улучшились. Ожидания будущего производства и спроса остаются рекордными с мая 2013 г.
Ценовые ожидания предприятий уменьшились до средних значений 2023 г., однако остались на повышенном уровне. Рост издержек продолжает замедляться.
Ужесточение условий кредитования, по оценкам предприятий, продолжается, но масштаб его начал уменьшаться. Сдвиг неценовых условий в сторону смягчения отчасти компенсирует ужесточение ценовых условий.
Росстат: рост ИПУ усилился
Мартовское обследование статведомством 4,3 тыс. организаций, не относящихся к малому бизнесу, показало, что индекс предпринимательской уверенности (ИПУ), в добывающих производствах по сравнению с февралем 2024 г. вырос до 6,1% (на 0,7 п.п.); в обрабатывающем секторе — на 0,8 п.п. до 6,0%.
Для сравнения Росстат напоминает, что в марте 2023 г. индекс в добыче составлял 3,5%; в обработке — 4,4%.
Статистики отмечают, что на динамику индекса в добыче повлияло увеличение доли оптимистов по оценке перспектив выпуска продукции в течение ближайших трех месяцев (с 20,8 до 22,9%).
Рост индекса в обработке авторы замера обусловливают значительным снижением доли респондентов, оценивающих наращивание запасов готовой продукции (на 2,4 п.п., до 0,6%), и увеличение доли респондентов, позитивно оценивающих текущий спрос на продукцию (на 1,2 п.п., до –12,0%).
Снижение оценки перспектив выпуска продукции в течение ближайших трех месяцев с 31,8 до 30,6% скорректировало динамику роста индекса.
Средний уровень использования производственных мощностей в добывающем секторе экономики после снижения в январе 2024 г. до 57% второй месяц сохраняется на уровне 58%. В обрабатывающих производствах значение среднего уровня использования производственных мощностей вернулось к значению декабря 2023 г. — 62%.
Численность занятых в организациях продолжает оцениваться респондентами как недостаточная для реализации производственных задач. Отрицательные оценки преобладают как в добыче полезных ископаемых (–18,1%), так и в обрабатывающих производствах (–13,0%).
Продолжается рост позитивных оценок изменения прибыли как в добыче, так и в обработке (с 5,5 до 8,4% и с 2,7 до 3,8% соответственно).
В добыче полезных ископаемых увеличивается разрыв между числом респондентов, отметивших повышение цен на реализуемую продукцию, и респондентов, указавших на их снижение (с 4,0 до 6,8%), противоположная тенденция в обрабатывающих производствах (с 8,1 до 6,9%).
При оценке перспектив доминируют респонденты, которые ожидают роста цен через три месяца: в добыче полезных ископаемых на 9,8%, в обрабатывающих производствах — на 19,8%.
В добыче полезных ископаемых немного сократилось число руководителей организаций, которые оценивают текущую экономическую ситуацию на предприятии как благоприятную, по сравнению с пессимистично настроенными руководителями (с 6,5 до 6,1%). В обрабатывающих производствах после снижения в январе, второй месяц продолжается рост числа руководителей, позитивно оценивающих текущую экономическую ситуацию — 11,1%.
Число оптимистично смотрящих на перспективы изменения экономической ситуации в ближайшие шесть месяцев в добывающем и обрабатывающем секторах снизилось относительно ожидающих ее ухудшения (с 10,5 до 10,1% и с 28,0 до 25,6% соответственно).
Конечно, не все слагаемые делового климата в промышленности показывают позитивную динамику, но утешительной вишенкой на торте можно считать данные Росстата, что ИПУ в обрабатывающих производствах в России в марте 2024 г. составил 6,0%, а по Евросоюзу — –8,4%.
S&P Global: тоже ускорение
Сводный индекс деловой активности S&P Global в России составил 52,7 в марте по сравнению с 52,2 в феврале, что свидетельствует авторам замера о незначительном росте деловой активности в частном секторе. Темпы повышения хотя и были медленнее, чем в предыдущие годы, ускорились после резкого увеличения объемов производства в обрабатывающей промышленности и секторе услуг.
Росту активности в марте способствовало более быстрое увеличение новых заказов. Общий рост был сильным на фоне заметного увеличения новых продаж у производителей товаров. Несмотря на возобновившееся сокращение объема новых экспортных заказов в сфере услуг, показатели производителей укрепились благодаря возобновлению роста спроса иностранных клиентов.
Тем временем инфляционное давление смягчилось, поскольку цены на сырье и расходы на выпуск продукции росли самыми медленными темпами с июля 2020 г.
Несмотря на ускорение роста занятости на предприятиях обрабатывающей промышленности и у поставщиков услуг, усиление притока новых заказов привело к очередному увеличению общего объема незавершенных работ, причем темпы их накопления были самыми быстрыми за последние три месяца, отмечают эксперты S&P Global.