Казалось бы, дежурный доклад «Об итогах реализации индивидуальных программ развития регионов», прозвучавший на последнем совещании главы государства с членами Правительства РФ, перерос в дискуссию, которую президент страны закруглил просьбой к органам, отвечающим за поддержку слабых регионов, в которой им будет трудно отказать.
Докладывал министр экономического развития страны Максим Решетников. Вообще, доклады противоречат компактному жанру передовой, поэтому интересный, насыщенный его рассказ, что уже сделано в рамках реализации названных программ для повышения социально-экономического развития конкретных регионов, приходится опустить, а сразу перейти к предложениям министра по дальнейшим действиям. К сожалению, тоже в сокращенном изложении.
Минэкономразвития предлагает не менее 70% финансирования по каждой программе направлять на стимулирование экономики. При этом приоритет должно отдавать тем проектам, которые принесут максимальный эффект для региональных бюджетов с точки зрения налогов.
Для эффективного контроля реализации всех десяти программ (по количеству отобранных регионов) предлагается объединить их в рамках одной программы или, не исключил министр, даже одного национального проекта с учетом той структуры, которая будет определена.
«При этом программа должна стать не просто механизмом адаптации и решения накопившихся проблем, я имею в виду новые программы, а инструментом реализации стратегии развития каждого региона», — подчеркнул М. Решетников.
Он пояснил, что их надо будет увязать и с мастер-планами, которые сейчас будут разрабатываться по ключевым населенным пунктам, и с реализацией обновленных национальных проектов в регионах, и с региональными стратегиями. И сочетать механизм индивидуальных программ с другими инструментами поддержки.
Относительно нового перечня регионов, министр предложил при его формировании руководствоваться четырьмя прежними показателями — безработица, бедность, доходы населения, инвестиции, — а также, по предложению Минфина, добавить два новых — объем налоговых и неналоговых доходов регионов и уровень расчетной бюджетной обеспеченности.
Также в перечень предложено не включать те регионы, где уже реализуются другие адресные механизмы поддержки, такие как госпрограммы развития Северного Кавказа, Дальнего Востока, Крыма и Севастополя, а также отдельные программы социально-экономического развития по отдельным регионам.
«С учетом таких подходов — они и в прошлый раз были применены — у нас получается следующий перечень субъектов: Республика Тыва, Республика Алтай, Республика Марий Эл, Курганская область, Республика Калмыкия, Чувашия. Псковская область и Алтайский край остались пока в числе этих регионов, для которых будут разработаны программы. Адыгея и Карелия благодаря ИПР существенно улучшили свои социально-экономические показатели и вышли из десятки регионов. На замену им предлагаем включить Республику Хакасию и Кировскую область», — доложил М. Решетников.
При этом он отдельно отметил, что для Карелии правительство по поручению президента продлило федеральную целевую программу до 2030 г. с соответствующим финансированием.
Далее глава государства передал слово губернатору Челябинской области Алексею Текслеру. Он однозначно позитивно оценил механизм индивидуальных программ развития (ИПР) регионов, но в отношении количества регионов с низким уровнем бюджетной обеспеченности предложил посмотреть шире.
По его мнению, регионам с низким уровнем расчетной бюджетной обеспеченности (РБО), по которым нет каких-либо программ, нужно также дать поддержку.
За основу А. Текслер предложил взять уровень РБО 0,65. Тогда под эту планку попадают 36 регионов. За вычетом из них тех, которые уже в перечне охваченных различными программами поддержки, остаются семь: Брянская, Ивановская, Костромская, Орловская, Пензенская и Тамбовская области, а также Республика Адыгея.
Ради них он сделал три предложения.
Первое — на примере Республики Адыгея. Она раньше входила в перечень регионов с ИПР, а теперь, показав хороший результат, в новую десятку по рейтингу не вошла. Чтобы поощрять регионы, которые стараются, выходят из «красной зоны», А. Текслер предложил сохранить федеральное финансирование Адыгеи на уровне, например, 50% от того, что было предусмотрено базовым уровнем ИПР.
«В целом наше предложение заключается в том, чтобы сохранить в последующем такой принцип для всех регионов. Когда регион выходит из десятки, при наличии положительного эффекта от реализации программ он продолжает получать поддержку в течение ряда лет, то есть не отрезается от нее сразу», — заявил губернатор.
Второе предложение — по оставшимся шести регионам — проработать возможности по дополнительной настройке для них различных инструментов — новых национальных проектов и программ, которые обеспечивают экономический рост региона.
И третье предложение — по списанию двух третей бюджетных кредитов для регионов с низким РБО в рамках исполнения поручения главы государства.
«Тут логика следующая: для финансово устойчивых регионов высвобождаемые от списания кредитов средства — это реальный источник финансирования инфраструктуры, для регионов с низкой бюджетной обеспеченностью, у которых часто не хватает средств даже на первоочередные расходы, списание таким источником не является, — пояснил А. Текслер. — Поэтому, на наш взгляд, по некоторым таким регионам нужно часть бюджетных кредитов списать без допусловий».
Вот первое и третье предложения и вызвали дискуссию. Если первый зампред правительства Андрей Белоусов в отношении списания кредитов регионам высказался дипломатично, мол, нужно дополнительно просчитать последствия такого шага, то глава Минфина Антон Силуанов был категоричнее: если и списывать, то обязательно под условия, как и была поставлена такая задача в Послании Президента.
«Второе. У нас действительно для десяти регионов предусмотрены в очередном бюджете соответствующие ресурсы — 10 млрд руб. ежегодно. Что предлагает коллега Текслер Алексей Леонидович? Говорит: а давайте мы дадим тем регионам, которые вышли из того уровня, который требует их включения в меры поддержки, еще дополнительные деньги. Но у нас предусмотрено по 10 млрд. Мы что, будем меньше другим давать? Нет, наверное», — возразил А. Силуанов.
Согласитесь, хорошая «перепалка» для комментариев. Но эксперты «ЭЖ» дружно от них отказались. Возможно, потому, что знают реакцию на нее Президента РФ. Он в своей манере мягко попросил все-таки поискать средства для продолжения поддержки Адыгеи, даже подсказал — в каких источниках можно это попробовать.
«Если вы не наберете там то, что нужно для поддержки республики, посмотрите тогда, может быть, дополнительно что-то им выделить и поддержать — поддержать тех, кто показал, что может работать эффективно», — попросил в завершение президент.
А ведь концовка его выражения, кажется, относится не только к Адыгее. И известно: просьбам Владимира Владимировича отказать трудно.