Строительство судов в России идет с отставанием из-за санкционных ограничений. В настоящее время построено менее четверти из запланированного объема в рамках первого этапа инвестиционных квот. Об этом глава Росрыболовства Илья Шестаков рассказал на встрече с президентом Владимиром Путиным.
Механизм инвестиционных квот в рыболовстве, так называемых квот под киль, действует с 2017 г. В его рамках предприятия, получившие право на добычу водных биоресурсов, должны построить суда рыбопромыслового флота на российских верфях или объекты инфраструктуры в прибрежных районах. Этот механизм нацелен на привлечение дополнительных инвестиций в рыбопромысловую отрасль.
В своем докладе президенту И. Шестаков отметил, что это только в рамках первого этапа объем инвестиций запланирован в размере 300 млрд руб. Планируется построить 105 судов. Сейчас построено 22 судна — с небольшим отставанием. «Ну как с небольшим — где-то и с большим отставанием идем, но сейчас верфи уже перестроились. Везде, где были проблемы, заключены новые контракты с поставщиками нового оборудования. Сейчас графики выровнялись, и надеюсь, что уже в рамках новых графиков эти все суда будут в срок построены. По плану это 2027 г. — последнее судно уже должно быть передано заказчику», — уточнил глава Росрыболовства.
Значительное опоздание строительства судов связано с теми санкциями, которые вводятся или введены против российского судостроения, прежде всего с остановкой поставок запчастей и оборудования.
При этом И. Шестаков подчеркнул, что строительство заводов не выходит за рамки планов — 25 заводов построено — и на Дальнем Востоке, и на Северном бассейне.
Сейчас в рамках поручения президента Росрыболовство провело второй этап инвестиционных квот. «Здесь мы уже пошли чуть шире, и помимо судов, которые мы планируем, что будут построены, это 46 судов; будет построено еще шесть логистических комплексов специально для рыбопромышленного комплекса: четыре на Дальнем Востоке и два на Северном бассейне — с современными холодильными мощностями, контейнерными площадками», — сказал И. Шестаков.
Уделяется внимание и развитию транспортного сектора. Будут строиться четыре транспортных рефрижераторных судна. «Мы не только уже вылов, а именно доставку рыбы с промысла на берег введем», — сказал глава ведомства.
Еще одно важное направление — сохранение запасов. Работает сейчас 106 государственных рыборазводных заводов.
Прослушав доклад, глава государства предложил вернуться к вопросу инвестквот. «Возникает вопрос: они приобрели квоты, заплатили за них, а суда вовремя построены не были, объективно говоря, по независящим от них причинам. Они что, должны еще раз заплатить за квоты? Или что?» — поинтересовался президент.
«Нет, если говорить о судах, то здесь мы продлили срок строительства, понимая, что есть сложности, — продлили с пяти до семи лет возможность для строительства. Это было сделано для рыбопромыслового флота», — ответил глава рыболовного ведомства. Для краболовов пока решение еще не принято. Чиновники думают над тем, чтобы продлить сроки строительства и в этом сегменте, но пока не определились с тем, как правильно оформить это решение.