С 4 апреля компании, желающие получить разрешение на использование патентов на РИД без согласия правообладателей, могут обратиться за получением «принудительной» лицензии в специальную подкомиссию. Именно с этой даты вступили в силу Правила подготовки заявки в подкомиссию и принятия ею соответствующего решения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27.03.2024 № 380. О том, как будет работать этот механизм, читайте в нашем материале.
В России начал действовать механизм использования РИД без согласия патентообладателей с их уведомлением и последующей компенсацией
Комментарий эксперта
Претендовать на получение решения подкомиссии об использовании РИД без согласия патентообладателя могут только российские юридические лица, в то время как граждане (физические лица), в том числе индивидуальные предприниматели и самозанятые, таким правом не обладают.
Подаче заявки на использование РИД должно предшествовать направление патентообладателю обращения за добровольным предоставлением прав на использование соответствующего РИД, например, на условиях лицензионного договора.
При этом постановление не конкретизирует форму обращения, а также не содержит указания на то, по какому адресу должно быть направлено обращение. Как известно, в случае, если патентообладателем является иностранное лицо, в соответствующем государственном реестре указывается адрес для переписки на территории РФ, а также имя патентного поверенного, ответственного за подачу патентной заявки.
Если же заявитель решит направить свое обращение напрямую патентообладателю, существует достаточно высокая вероятность того, что оно в принципе не будет доставлено. Во-первых, почтовое сообщение с некоторыми иностранными государствами в настоящее время затруднено. Во-вторых, информация об адресе патентообладателя может быть неактуальной. Последнее может произойти в случаях, если у патентообладателя изменился адрес места нахождения/жительства, но он по каким-либо причинам не актуализировал данную информацию в соответствующем государственном реестре. Учитывая, что срок действия патентов составляет от 10 до 25 лет (в зависимости от вида РИД), такие изменения не редкость.
По нашему мнению, наиболее резонансным положением постановления является размер и порядок выплаты патентообладателю компенсации при принятии решения об использовании РИД без его согласия.
С одной стороны, постановление отменило действующую с марта 2022 г. норму, устанавливающую размер компенсации на уровне 0% в отношении РИД патентообладателей, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц «недружественные действия».
Теперь размер компенсации для всех иностранных патентообладателей, использование РИД которых осуществляется по новым правилам, составляет 0,5% фактической выручки заявителя от производства и реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг, для которых использованы соответствующие РИД. Это означает, что патентообладатель лишен возможности диктовать свои условия по вопросу определения размера и формы выплаты вознаграждения. Ведь процент от выручки не является единственно возможным вариантом определения вознаграждения, при заключении лицензионного договора стороны могут договориться и о паушальном платеже (то есть фиксированной разовой выплате).
Кроме того, 0,5% выручки едва ли можно назвать «соразмерной компенсацией», так как при обычных обстоятельствах средний размер вознаграждения патентообладателя варьируется в пределах от 3% до 20% выручки лицензиата (в зависимости от значимости и уникальности запатентованного решения). С другой стороны, обращает на себя внимание порядок выплаты компенсации. Так, заявитель вносит денежные средства, необходимые для выплаты компенсации, на специальный рублевый счет типа «О» в виде безотзывного подтвержденного аккредитива и извещает об этом патентообладателя. В качестве альтернативы заявитель вправе направить патентообладателю оферту о заключении соглашения о выплате компенсации с указанием условий и сроков выплаты компенсации.
Иными словами, иностранный патентообладатель сможет претендовать на весьма скромную компенсацию за использование своего РИД, запатентованного в РФ, при этом только в рублях и только при условии получения заявителем выручки от производства товаров, выполнения работ и оказания услуг с использованием такого РИД.
Комментарий эксперта
Постановление вводит правила создания и работы специальной подкомиссии, которая будет теперь заниматься вопросами выдачи «принудительных лицензий».
Дело в том, что ст. 1360 ГК РФ допускает по решению Правительства РФ в интересах национальной безопасности использование объектов патентного права без согласия правообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Также есть общее правило — прибегнуть к этому механизму можно, если правообладатель отказывает в выдаче лицензии или игнорирует запрос на ее выдачу. Статья работает только в отношении объектов патентного права:
-
изобретений;
-
полезных моделей;
-
промышленных образцов.
Однако эта статья долгое время не применялась. Особый интерес к ней возник во время пандемии в конце 2020 г. Тогда законодатель решил внести изменения в ст. 1360 ГК РФ и прямо предусмотреть, что решения об использовании патентов без согласия правообладателя могут также выдаваться в случаях крайней необходимости, связанных с охраной жизни и здоровья граждан. Тогда же было поручено разработать и специальную Методику определения соразмерной компенсации правообладателя (постановление Правительства РФ от 18.10.2021 № 1767).
Статья 1360 ГК РФ привлекла к себе внимание в марте 2022 г., после принятия постановления Правительства РФ от 06.03.2022 № 299, в соответствии с которым при «принудительном лицензировании» патентов иностранных правообладателей из «недружественных» стран, им не должна выплачиваться компенсация.
Принятое постановление № 380 определяет правила создания специальной подкомиссии при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, которая и будет заниматься вопросами принятия решений о разрешении использования патентов без согласия правообладателей. При этом сами правила, при каких обстоятельствах и когда такие разрешения будут выдаваться, не меняются, устанавливаются только процедурные особенности.
Кроме того, дополнительно в постановлении:
-
отменено правило о 0% компенсации для правообладателей из «недружественных» стран;
-
установлено правило о перечислении компенсации в адрес правообладателей из «недружественных» стран на специальный рублевый счет типа «О», используемый для расчетов с такими правообладателями.
Комментарий эксперта
Основным критерием при подаче заявки является наличие в уставном (складочном) капитале заявителя доли прямого или косвенного (через третьих лиц) участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и (или) граждан РФ более 75%.
В том случае, если заявитель соответствует данному критерию, он может подать заявку на использование РИД без согласия патентообладателя, но с обязательной выплатой соразмерной компенсации. Порядок подачи такой заявки условно можно разделить на два этапа.
В рамках первого этапа заявитель перед подачей заявки должен обратиться к патентообладателю за предоставлением права использования РИД на условиях, соответствующих установившейся практике. При этом постановление не устанавливает форму такого обращения, а также порядок направления такого обращения. Можно предположить, что заявители могут применять порядок, аналогичный тому, который обычно применяется для извещения сторон спора.
В том случае, если заявитель в ответ на направленное обращение получит отказ правообладателя от предоставления права использования РИД или правообладатель РИД в течение 30 дней не направит никакого ответа на обращение, заявитель может приступать ко второму этапу — подготовка и подача заявки на использование РИД.
В рамках второго этапа заявитель готовит и подает заявку в Минэкономразвития в электронном или бумажном виде. В заявке должны быть отражены в том числе: информация о заявителе, обращение об использовании, сведения о РИД и о патентообладателе РИД, информация об обращении заявителя к патентообладателю, о наличии экономических и производственных возможностей для использования РИД (в свободной форме), об обязательствах заявителя по выплате компенсации правообладателю и пр.
После принятия заявки и проверки ее комплектности, Минэкономразвития направляет копии заявки и приложенных документов в Минпромторг России, Роспатент, ФАС России, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере ведения которого относится отрасль применения РИД.
После этого в течение 20 рабочих дней каждый из госорганов готовит заключения, на основе которых Минэкономразвития готовит проект решения об использовании РИД и направляет его в подкомиссию.
Подкомиссия примет решение об использовании РИД без согласия правообладателя в том случае, если более чем в половине заключений, подготовленных Минпромторгом России, Роспатентом, ФАС России, а также в федеральном органе исполнительной власти, к сфере ведения которого относится отрасль применения РИД, указано о возможности поддержки предлагаемого решения об использовании РИД.
Здесь также важно отметить тот факт, что состав подкомиссии формируется из представителей разных служб и госорганов, а именно Минпромторга России, ФАС России, Роспатента, Минэкономразвития России, позволяет коллегиально рассматривать заявки на использование РИД с учетом специфик различных сфер их применения.
Указанный порядок позволит российским организациям активнее использовать патенты, в том числе лиц, ушедших с российского рынка, для производства собственных товаров и услуг.
Комментарий эксперта
Патентование является инструментом обеспечения правовой монополии на РИД на определенной территории в течение установленного срока правовой охраны. Согласно данным годового отчета Роспатента за 2023 г.1 в части показателей действующих в РФ патентов иностранцам принадлежало 82 693 из 250 066 патентов на изобретения.
В части показателей патентной активности в 2023 г. иностранцами было подано 6069 заявок на изобретения, что составило почти треть от общего числа заявок. Несмотря на то, что патентная активность иностранцев за последние годы существенно снизилась, патентный портфель иностранных компаний в России имеет существенный количественный и качественный вес.
Прекращение деятельности иностранных компаний в РФ не привело к прекращению действия их патентов. Напротив, иностранцы продолжают поддерживать их действие, а также ведут активную претензионную и судебную работу по защите исключительных прав. Создается неблагоприятная ситуация, когда при очевидном спросе на иностранные технологии в стратегических отраслях промышленности РФ возможность их импортозамещения блокируется действующими в РФ патентами иностранных компаний.
Принятое постановление направлено на создание механизма «принудительного» лицензирования промышленной интеллектуальной собственности граждан и юридических лиц (в том числе иностранных) по решению Правительства РФ в целях обеспечения экономической безопасности с выплатой правообладателю соразмерной компенсации.
Постановление развивает ст. 1360 ГК РФ о принудительном лицензировании в интересах национальной безопасности, в основу которой положен принцип баланса интересов между обществом, государством и правообладателями. Поскольку достижение баланса — всегда динамический процесс, вектор смещения «точки равновесия» в связи с принятием постановления, представляется, направлен прежде всего в пользу российских компаний и должен существенно облегчить им получение разрешений на использование патентов компаний из недружественных стран.
1 Годовой отчет 2023 // https://rospatent.gov.ru/content/uploadfiles/annual-report-2023-short-version.pdf.
Комментарий эксперта
В целом, такой новый подход к выдаче «принудительных» лицензий рассматривается нами положительно: данная норма соответствует международному законодательству, в частности Соглашению по торговым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС), которым предусмотрен именно административный порядок выдачи принудительных лицензий. Более того, при принятии указанного постановления было признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 06.03.2022 № 299.
Рассматриваемый нормативный акт утвердил, в том числе, правила, которые содержат состав заявок, представляемых для рассмотрения подкомиссией заявок об использовании изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, а также список документов, прилагаемых к данным заявкам.
Между тем остаются не совсем разрешенными вопросы о том: как выплачивать компенсацию патентообладателям из недружественных стран (патентообладатели, отказавшиеся предоставлять права из-за санкций, будут получать компенсацию на спецсчет типа «О»), как можно патентообладателю влиять на выдачу такого решения об использовании объекта интеллектуальной собственности без его согласия, кому будут предоставлять право, если есть несколько заявок на предоставления права такого использования и как в дальнейшем можно такое решение оспорить.
Все, конечно же, будет зависеть от принятия соответствующих подзаконных актов, которые уже более тщательно сформируют, как система выдачи «принудительных» лицензий в административном порядке будет работать на практике, но еще раз хотелось бы отметить, что такие изменения в российское законодательство.