При этом специалисты Банка России констатируют, что предложение товаров и услуг продолжает отставать от спроса, конкуренция за трудовые ресурсы обостряется, а доходов хватает одновременно и для наращивания сбережений, и для увеличения потребления.
В очередном бюллетене «О чем говорят тренды» эксперты регулятора, в частности, отмечают, что в марте рост потребительских цен ощутимо замедлился и приблизился к уровню, соответствующему 4% инфляции: 4,5 после 6,3% м/м SAAR в январе — феврале. Снижение темпов роста цен авторы бюллетеня во многом объясняют действием разовых факторов — значительным отклонением вниз от обычной сезонности динамики цен на плодоовощную продукцию и замедлением роста волатильного компонента услуг после всплеска в феврале. Рост цен наиболее устойчивых компонентов потребительской корзины замедлился, но не так сильно, как общий рост цен, и держался на уровне выше 4%. Годовая инфляция осталась на февральском уровне — 7,7%.
Аналитики регулятора считают, что, несмотря на снижение инфляционного давления, устойчивой дезинфляционной динамике, выводящей на траекторию роста цен вблизи 4%, еще предстоит сформироваться. Инфляционные ожидания населения в марте продолжили снижаться, но остаются вблизи высоких уровней осени 2023 г. Ценовые ожидания предприятий в целом по экономике скорректировались вниз в условиях замедления роста издержек. При этом в розничной торговле давление со стороны цен производителей повысилось.
Также эксперты Банка России констатируют, что признаки замедления экономического роста в начале года отсутствуют. Опубликованная Росстатом квартальная оценка ВВП за 2023 г. подтвердила им небольшое замедление роста экономики в конце года.
«В I квартале 2024 г. расширение экономической активности, по нашим оценкам, продолжилось сопоставимым темпом или даже ускорилось, а экономика продолжила отклоняться вверх от траектории сбалансированного роста. На это, в частности, указывают динамика выпуска базовых отраслей, опросных индикаторов деловой активности, а также ряд других оперативных индикаторов», — аргументируют авторы бюллетеня.
Они отмечают, что большинство отраслей, ориентированных на внутренний спрос, демонстрируют устойчивый рост. Выпуск в обрабатывающих отраслях ускоряется при стагнации в добывающем секторе. Вместе с тем рост в обрабатывающей промышленности по-прежнему характеризуется высокой волатильностью и разнородностью в отраслевом разрезе.
В частности, это характерно для динамики выпуска в широком спектре отраслей инвестиционной группы. Рост производства готовых металлических изделий, машин и оборудования и неметаллической минеральной продукции был частично нивелирован снижением производства компьютеров, электронных и оптических изделий, автотранспортных средств (за вычетом легковых автомобилей). В промежуточных отраслях падение в нефтепереработке компенсировалось высоким результатом в металлургии. В потребительских отраслях темпы роста выпуска остаются стабильными, сдерживающее влияние оказала динамика пищевой, а также автомобильной промышленности.
Указывают эксперты регулятора также на то, что потребительский спрос продолжает расти высокими темпами. Месячный рост оборотов розничной торговли ускорился в феврале до максимальных за двенадцать месяцев темпов в 1,4% м/м SA с порядка 1% м/м SA в среднем за предыдущие месяцы. Усложнение логистики и удорожание зарубежных поездок в последние два года привели к переориентации значительной части потребительского спроса на внутренний туризм, услуги и российские товары длительного пользования, что придает дополнительный стимул внутреннему спросу при расширении доходов.
Исходя из динамики оперативных индикаторов, авторы бюллетеня делают вывод, что потребительские расходы по-прежнему не демонстрируют признаков устойчивого замедления роста. Сдерживает охлаждение потребительской активности усиливающаяся жесткость рынка труда, сопровождающаяся повышением текущих реальных зарплат и уверенности населения в будущих трудовых доходах. Индексы потребительских настроений обновляют рекорды. Рост нормы сбережений до максимумов (без учета всплеска в пандемию из-за ограничительных мер) сопровождается повышением склонности к крупным покупкам, указывают аналитики регулятора.
«Судя по фронтальному росту оптимизма респондентов различных по составу выборки опросов (МСП, PMI, ИБК Банка России, Сергей Цухло), предприниматели позитивно оценивают и будущую динамику заказов. При этом возможности наращивания предложения по-прежнему отстают от спроса. Потенциал дальнейшего снижения безработицы небольшой и может не позволить удовлетворить рекордный рост рабочих мест», — заключают эксперты Банка России.