Такой прогноз дают ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в одном из «сюжетов» первого из очередных «Тринадцати тезисов об экономике» — традиционного аналитического продукта ЦМАКП.
Стоит полностью привести название данного «сюжета»: «Инвестиции — важнейший фактор и ключевая проблемная область развития». Может, не изящно, но весомо, чтобы уделить проблеме внимание.
Итак, аналитики ЦМАКП пишут, что сочетание дефицита трудовых ресурсов, исчерпания возможности опоры на ренту от сырьевого экспорта, реконструкции транспортно-логистической инфраструктуры в соответствии с новой географией торговых связей плюс рост потребности в капиталоемком импортозамещении на рынках средне- и высокотехнологичной продукции определяют потребности в ускоренном инвестировании.
Но авторы анализа констатируют, что динамика инвестиций в основной капитал в III—IV кварталах прошлого года стала замедляться. При этом существенной причиной замедления становится действие структурного фактора.
«Так, в начале года инвестиции росли довольно гармонично — увеличивались как инвестиции в машины и оборудование (хорошим индикатором здесь выступает „индекс предложения машин и оборудования на внутреннем рынке“), так, хоть и медленно, объем строительных работ (I квартал — +0,2% в среднем за месяц, второй — +0,8%, сезонность устранена)», — констатируют ученые ЦМАКП.
Однако они отмечают, что в дальнейшем динамика инвестиций резко затормозилась. При этом основное падение пришлось именно на инвестиции в машины и оборудование; по сути, указывают авторы «сюжета», строительство осталось основным драйвером динамики инвестиций в целом — при том, что стабильностью их динамика с устраненной сезонностью не отличалась (III квартал — 0,0% в среднем за месяц, IV — +1,0%).
«Надо сказать, что с начала текущего года, на фоне роста ипотечных ставок и требований к заемщикам, уже отмечен спад — надо надеяться, что временный (январь — –1,4%, февраль — –0,4%, сезонность устранена)», — пишут аналитики ЦМАКП.
Отмеченное замедление связано, по их предположению, с динамикой импорта — самих машин и оборудования, отдельных компонентов и т.д., отчасти — вызвано девальвацией рубля, которая в значительной мере «поломала» сложившиеся бизнес-планы.
Реакцией на изменение курса и повышение инфляции стала коррекция процентной ставки. Эксперты ЦМАКП отмечают, что поначалу это повышение не оказало воздействия на динамику инвестиций: III и большая часть IV квартала прошли под знаком скачка рентабельности в промышленности.
«Этот скачок, с одной стороны, создал запас финансовой устойчивости для компаний и, с другой стороны, „запас“ привлекательности инвестиций (понятно, что превышение доходности бизнеса над „безрисковым доходом“ как раз и создает стимул для неизбежно рискованных инвестиций)», — поясняют авторы «сюжета».
Однако они констатируют, что уже в конце года рентабельность в промышленности стала заметно падать. Причем с учетом возникшей в начале 2024 г. дефляции в промышленности аналитики ожидают, что рентабельность упадет еще сильнее. Это, в свою очередь, сильно дестимулирует как частные инвестиции (и со стороны ресурсов, и со стороны мотивов к инвестированию), так и, косвенно, государственные — из-за низких возможностей софинансирования проектов со стороны частного бизнеса, что трактуется как их «неэффективность».
«В итоге в текущем году прирост инвестиций оценивается в 4,2—4,6%, что в два с лишним раза меньше, чем в 2023 г.», — прогнозируют ученые ЦМАКП.