НДС при предоставлении бесплатного питания работникам в организации общепита

| статьи | печать

В споре, рассмотренном в постановлении АС Центрального округа от 04.03.2024 № Ф10-416/2024 по делу № А36-1861/2023, суды не признали объектом налогообложения НДС предоставление работнику бесплатного питания в соответствии с условиями трудового договора и Правилами внутреннего трудового распорядка.

Суть дела

Компания обеспечивала заместителя директора бесплатным питанием. В трудовом договоре с ним было установлено, что компания в целях повышения производительности труда, добросовестного отношения к труду обеспечивает работника бесплатными обедами стоимостью до 400 руб. за один обед в организациях общественного питания, с которыми у компании заключены договоры.

Для реализации указанного положения компания заключила договор с организацией общепита. Она предоставляла компании отчеты об оказанных услугах по обеспечению питания сотрудников с указанием количества комплексных обедов. Компания предоставляла комплексные обеды работнику по электронной карте. Стоимость обедов учитывалась в доходе работника, с которого удерживался НДФЛ.

В декларации по НДС компания заявила к возмещению налог, предъявленный ей организацией общепита по оказанным услугам питания. Но налоговики в возмещении отказали. По их мнению, компания оказывала своему работнику услуги по предоставлению питания, которые являются объектом налогообложения НДС. В связи с этим они пришли к выводу, что компанией завышен НДС, заявленный к возмещению из бюджета.

Решение судов

Суды трех инстанций удовлетворили требование компании и признали решение налоговиков об отказе в возмещении НДС недействительным.

Они указали, что, исходя из разъяснений, данных в п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость», не являются объектом налогообложения НДС операции по бесплатному предоставлению налогоплательщиком своим работникам предусмотренных трудовым законодательством гарантий и компенсаций в натуральной форме (например, при наличии вредных и (или) опасных условий труда).

В этом случае питанием обеспечивался только работник компании в соответствии с условиями Правил внутреннего трудового распорядка и трудового договора, что обусловлено спецификой и характером работы в организации, с целью создания для работника надлежащих условий труда, исполнения трудовой функции работником, повышения производительности труда, добросовестного отношения к труду. Такого рода обеспечение работника питанием, вытекающее из условий Правил внутреннего трудового распорядка и трудового договора, связанное с исполнением трудовых обязанностей, не является безвозмездной передачей услуг (товара).

Компания во исполнение принятых на себя обязательств по обеспечению своего работника питанием производила выплату работнику в натуральной форме, исчисляя с указанных выплат НДФЛ и страховые взносы.

Суды указали, что экономическую выгоду в денежной или в натуральной форме компания в данном случае не получала, цель реализации услуг по организации питания сотрудника, продуктов питания отсутствовала, поскольку такая деятельность для компании являлась обязательной в силу действующего законодательства, Правил внутреннего трудового распорядка и трудового до­гово­ра, и обусловлена спецификой, характером работы в организации. Таким образом, в данном случае объект обложения НДС, предусмотренный подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, не возник. И поскольку организация питания работника непосредственно связана с производственной деятельностью компании и ею выполнены все условия для применения налоговых вычетов, у налоговой отсутствовали основания для принятия оспариваемого решения в части уменьшения суммы заявленного к возмещению НДС.

Суды отвергли ссылку налоговиков на письма Минфина России от 27.01.2020 № 03‑07‑11/4421, от 08.04.2019 № 03‑07‑11/24632, поскольку эти письма касаются вопроса налогообложения НДС продуктов питания, приобретаемых налогоплательщиком для работников (а в настоящем случае компания не приобретала продукты питания). Более того, письма Минфина России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативным правовым актом. Названные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах и не препятствуют руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в письмах.