В свежем докладе «Россия 2035: к новому качеству национальной экономики» ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН заключают, что ориентация на достижение макроэкономической стабильности в ретроспективном периоде повысила устойчивость экономики к внешним шокам, но в дальнейшем обеспечить устойчивый динамичный рост российской экономики будет неспособна, особенно в случае новых внешних шоков.
В частности, авторы доклада указывают, что адаптация к западным санкциям, сокращение объемов деятельности зарубежных компаний в России привели к изменению институциональной модели российской экономики.
Эксперты ИНП пишут, что до 2022 г. контроль западными компаниями крупных сегментов российского рынка превратился в сдерживающий фактор развития, обусловливающий нарушение целостности индустриальной системы страны и выпадение из производственных цепочек ведущих звеньев, замещавшихся импортом товаров и технологий при слабости национальной научно-технологической системы.
В результате санкций возникли предпосылки для активизации инвестиционной деятельности внутри страны и возрождения собственной научно-технологической деятельности. Ученые ИНП считают, что наращивание отечественным бизнесом контроля над внутренним рынком должно стать бесспорным приоритетом в сравнении с замещением западного импорта восточным. Санкции также стимулируют сокращение оттока капитала, ренационализацию бизнеса и элит.
«На этой основе может быть сформирован новый „общественный договор“, позволяющий концентрировать усилия всех экономических агентов на пути качественных изменений в экономике и обществе», — полагают авторы доклада.
По их мнению, для реализации имеющегося экономического потенциала России требуется модель развития, ориентирующаяся не на одну гипертрофированную цель — темп экономического роста, или макроэкономическую стабильность, или декарбонизацию экономики, а на комплексное сбалансированное развитие, соединяющее развитие технологий, сбережение народа и природы с социальной справедливостью и свободой.
«Достижение целей в обеспечении безопасности, ликвидации бедности, развития науки, социальных институтов и инфраструктур возможно только при условии достаточно высоких (порядка 3—4% в год) темпов роста. Застой же в экономическом развитии подрывает устойчивость ее развития и может вызвать серьезные социальные потрясения, угрожающие целостности и безопасности России», — убеждены ученые.
Они констатируют, что запрос на высокие темпы роста экономики и ее эффективности тем более актуален и важен в связи с необходимостью в среднесрочной, и возможно в долгосрочной, перспективе нести повышенные расходы на оборону и безопасность страны, а также на восстановление Донбасса и Приазовья. В условиях все более тесного взаимного переплетения гражданских и военных технологий все большее значение приобретает научно-технологический потенциал отечественного оборонно-промышленного комплекса и гибкость его перестройки с гражданской на военную продукцию и в перспективе наоборот, через новую диверсификацию производства.
Аналитики ИНП указывают, что динамичное развитие российской экономики в перспективе до 2035 г. требует расширения инвестиций в основной капитал с темпами не менее 6—8% в год и перехода к стадии развития на основе использования высокооплачиваемого и эффективного труда. В связи с этим повышение оплаты труда становится неотъемлемым условием роста эффективности российской экономики.
«Модернизация, обеспечивающая приемлемые темпы роста, должна иметь два аспекта: инвестиционный и социальный. При этом интенсивный инвестиционный рост создает основу для повышения производительности труда (в обрабатывающих секторах — на 1—1,5 п.п. выше общей экономической динамики, то есть на 4—5% в год), которая снимает ограничения со стороны дефицита труда и является базой для повышения заработной платы, доходов и благосостояния населения», — пишут ученые ИНП.
Вопреки западным догматам они считают, что приоритетным направлением в экологической и климатической политике на долгосрочную перспективу является не переход и достижение углеродной нейтральности экономики, а обеспечение эффективного, с точки зрения устойчивого социально-экономического роста, использования ресурсов, прежде всего энергетических, при создании экономики замкнутого цикла (с развитой переработкой отходов).
Бесспорно утверждение авторов доклада, что структурные сдвиги и количественные характеристики нового облика экономики должны обеспечиваться за счет превращения России из страны, экспортирующей капитал и «мозги», в страну, притягивающую капитал, компетенции, ученых и специалистов. Базой долгосрочной экономической политики должна стать система мер, стимулирующих рост инвестиций в науку, образование и здравоохранение.
«После двадцатилетия стагнации относительного уровня расходов на науку, здравоохранение и образование Россия может за десятилетие перейти к высокому уровню развития этих секторов накопления человеческого капитала с количественными параметрами, соответствующими передовым странам: расходы на науку — около 3—4% ВВП, образования — 8—9%, здравоохранения — 9—11%», — считают аналитики ИНП.
Также, по их мнению, перспективная социальная модель должна носить привлекательный характер для российских граждан и позитивно восприниматься в мире, что предполагает наличие социальной гармонии, основанной на капитале возможностей (социальные институты, инструменты и ресурсы, позволяющие человеку развиваться и самореализоваться). Параметры и структура спроса населения и бизнеса в среднесрочной перспективе будут определяющим фактором экономической динамики, указывают ученые.
Они констатируют, что в пространственной структуре экономики до сих пор сохраняется тенденция на усиление концентрации экономической активности в ограниченном числе регионов. Чрезмерная (избыточная) межрегиональная дифференциация в уровне социально-экономического развития снижает эффективность мер экономической политики на региональном уровне, в том числе инвестиционной, и требует реализации крупных инвестиционных проектов в стратегически важных регионах страны, считают эксперты ИНП.
Наибольшим потенциалом экономического развития в среднесрочной перспективе, по их оценке, обладают промышленные регионы Сибири, Урала и Поволжья.
«Пространственное богатство и разнообразие России может стать дополнительным капиталом развития страны в условиях ухудшения климатических условий для значительной части регионов планеты. Российская экономика будущего — это экономика сбережения народа в сочетании с эффективным сбережением природы, созданием мощного комплекса экономики знаний и здоровья мирового уровня, при развитии конкурентоспособных энергетических и продовольственных национальных комплексов», — заключают ученые ИНП РАН.
Все это из обобщающей, «тезисной», части обширного доклада. Детали его заслуживают прочтения и обсуждения.