Большую вероятность этого отмечают ученые Института Гайдара и РАНХиГС, проанализировав данные об экспорте и импорте России в I квартале текущего года.
В «Мониторинге экономической ситуации в России» заведующий лабораторией международной торговли Института Гайдара Александр Кнобель и старший научный сотрудник Центра исследований международной торговли РАНХиГС Александр Фиранчук констатируют, что экспорт в 2023 г. — начале 2024 г. в стоимостном выражении оставался на уровне доковидного периода. В 2023 г. экспорт составил 425,1 млрд долл. (101% от объемов 2019 г.), а в I квартале 2024 г., по оценке Банка России, — 97,9 млрд долл. (94% относительно I квартала 2019 г.). Краткосрочная динамика российского экспорта по-прежнему определяется ценовой конъюнктурой на глобальных энергетических рынках. Доля топливно-энергетических товаров в январе — феврале в товарной структуре российского экспорта составляла около 63% против 61% в 2023 г.
Импорт в 2023 г. составил 285,1 млрд долл. (117% от объемов 2019 г.), а за I квартал 2024 г. его объем оценивается в 63,3 млрд долл. (119% уровня I квартала 2019 г.).
«Следует отметить неравномерность динамики в I квартале: оценка Банка России указывает на значительное снижение импорта в марте (–18% к марту 2023 г.) после стабильной динамики в феврале (+0,3%)», — указывают авторы анализа.
Они отмечают, что с 2022 г. Китай стал основным торговым партнером России. По данным Главного управления таможни (ГУТ) Китая, в I квартале 2024 г. поставки китайских товаров в Россию составили 24,4 млрд долл. (+2,6% к уровню I квартала 2023 г.), а российских в Китай — 32,2 млрд долл. (+7,3%). Это привело к росту доли Китая в российском товарообороте. По итогам января — февраля 2024 г. на китайские товары приходится порядка 43% импорта (+6,4 п.п. к I кварталу 2023 г.) и 31% российского экспорта (+4,5 п.п.).
Для Китая российский рынок сбыта остается вторичным, с долей в 3,0% в I квартале 2024 г. (без изменений с I квартала 2023 г.). Лидирующие позиции в товарообороте Китая прочно занимают недружественные к России страны, что усиливает риски снижения поставок при угрозе введения вторичных санкций, предупреждают ученые.
При этом доля России в общем объеме импорта Китая в I квартале 2024 г. сохранялась на уровне 5,2% (4,9% годом ранее).
В китайском импорте российских товаров продолжает доминировать топливо — по итогам I квартала 2024 г. на него пришлось 23,8 млрд долл. (+4,7% к I кварталу 2023 г.), или 74% (–1,8 п.п.).
C марта 2022 г. российская нефть начала поставляться в Китай с дисконтом, который летом 2022 г. достигал 16%, а к концу года снизился до 4—9%. После введения эмбарго на поставки нефти в ЕС дисконт вновь вырос до 11% в мае 2023 г. Затем скидка на российскую нефть начала снижаться, достигая в настоящее время 2—5%, что, по мнению авторов анализа, может объясняться различиями в сортах поставляемой из России и прочих стран нефти.
«Отметим, что дисконта к цене российского СПГ на китайском рынке как такового не было. Наоборот, цены на российский СПГ (ТН ВЭД 271111) были выше, чем при поставках из прочих стран, почти во все месяцы с февраля 2022 г. Вероятно, это связано с продолжительностью контрактов на поставку. В I квартале 2024 г. цены импорта российского СПГ (долл./т) также были на 11% выше цен импорта из прочих стран», — пишут ученые.
Общие объемы поставок китайских товаров в Россию в I квартале 2024 г. были стабильны — на уровне 24,4 млрд долл. (+2,6% относительно I квартала 2023 г.). Однако помесячная динамика была неоднородной: если в январе — феврале наблюдался уверенный рост (+12,5%), то в марте произошло заметное снижение (–14,2%).
«Произошедшее изменение динамики поставок наиболее вероятно связано с рисками введения вторичных санкций. На это указывает и более выраженное снижение поставок техники, которая чаще затрагивается дополнительными проверками», — отмечают ученые Института Гайдара и РАНХиГС.
В подтверждение они сообщают, что после уверенного роста год к году в январе — феврале на 19,4% поставки китайской техники в марте резко снизились — на 15,5% соответственно. Изменение тренда поставок прочих товаров менее выражено: в январе — феврале — +3,5%, в марте — –12%.