Кабмин утвердил Концепцию развития автомобильного туризма до 2035 г. Она предусматривает создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автомобильным дорогам, возможностей для строительства необходимой для этого инфраструктуры, а также повышение доступности туристических объектов и качества услуг дорожного сервиса. Чего не хватает отрасли для активного развития — разбираемся с экспертами.
В настоящее время, как следует из текста стратегии, доля поездок на личном транспорте на территории РФ стремительно растет. Согласно цели «Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма» Транспортной стратегии РФ транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобиле) к 2035 г. увеличится в 1,5 раза.
На сегодняшний день наиболее популярными направлениями для автотуристов являются города Золотого кольца России, Республика Карелия, южные регионы страны, Республика Дагестан, Краснодарский край и Республика Крым — для автотуристов европейской части России, Алтайский край и Приморский край — для автотуристов Сибири и Дальнего Востока. Увеличению внутреннего туристского потока в Республику Крым, а также общего туристского потока в южные регионы способствовало открытие в 2018 г. Крымского моста.
Развитие автомобильного туризма подталкивают рост автомобилизации населения и свобода передвижения при использовании личных транспортных средств, которые становятся технически надежнее, безопаснее и комфортнее для путешествий. Существенный вклад вносят прирост сети федеральных трасс и улучшение качества автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе развитие сопутствующей инфраструктуры.
«Все это приводит к тому, что поездка на автомобиле не только в другой город, но и в другую область стала обычной практикой с учетом удобства выстраивания собственного графика и логистики», — констатировали авторы стратегии. Они также отметили, что автомобильный туризм активно развивается в ряде стран, схожих по природно-климатическим условиям с РФ. Соответственно, опыт этих государств может быть адаптирован в том числе в части создания необходимых объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры.
Популярность автопутешествий растет
Увеличение интереса россиян к автотуризму подтверждают данные соцопросов. Недавно исследование отношения россиян к внутреннему туризму проводил Координационный центр правительства. По его результатам выбраны самые привлекательные форматы и направления отдыха для жителей страны, а также определен уровень удовлетворенности туринфраструктурой.
Опрос показал, что в этом году 65% россиян планируют провести отпуска в поездках по России, и доля таких граждан растет. В 2023 г. планировали путешествовать по стране около 53%, а в позапрошлом году — 38%.
Наиболее популярными форматами по результатам опроса стали поездки на море — свыше половины респондентов (52%) предпочли такой вид отдыха. Также в топе — путешествия с познавательными целями по известным и историческим местам (40%), посещение природных парков (34%). В пятерку по разновидностям форматов вошли автотуризм, поездки в сельскую местность.
Самыми популярными направлениями в 2024 г. стали озеро Байкал (43%), Черноморское побережье Краснодарского края (33%), Крым (32%). А самым востребованным видом транспорта для жителей России в путешествиях на отдых в 2024 г. стал автомобиль (51%, +15 п.п. к 2023 г.), обогнав поезд (48%, –6 п.п. к 2023 г.) и самолет (34%, –7 п.п. к 2023 г.).
«Повышение популярности автотуризма приводит к более высоким требованиям к инфраструктуре для автомобильных путешествий», — резюмировали эксперты Координационного центра. Сейчас средняя оценка удовлетворенности по России составляет 3,55 балла из пяти возможных.
Акцент на том, что автопутешествия должны быть комфортными для людей, сделал и глава правительства Михаил Мишустин, говоря о стратегии развития отрасли на совещании с вице-премьерами 2 мая. «Для этого нужны не только основные трассы, но и небольшие дороги к туристическим объектам с заправочными станциями, мобильной связью, оборудованными парковками, а также гостиницами», — отметил премьер.
Он подчеркнул, что важно задействовать в выполнении концепции все российские субъекты, включая самые удаленные уголки нашей большой страны, ведь зачастую именно туда стремятся туристы из крупных городов.
Этапы реализации стратегии
Концепция будет реализовываться в два этапа. Первый этап рассчитан на 2024—2025 гг. В этот период планируется разработать программу развития автомобильного туризма с планом мероприятий. Среди таких мероприятий — подготовка предложений о новых мерах господдержки и условий для развития автотуризма и сопутствующей инфраструктуры, определение автомобильных туристических маршрутов и их синхронизация с планами по развитию дорог, разработка механизмов создания инфраструктуры для развития автотуризма, в том числе многофункциональных зон дорожного сервиса, которые могут объединять на одной площадке заправку, супермаркет, ресторан, автомойку, отель и другие объекты.
Также на этом этапе планируется создать интерактивную карту-схему автомобильных туристических маршрутов, в том числе пилотного маршрута Санкт-Петербург — Владивосток. На таких картах будут указаны локации размещения объектов туристической инфраструктуры и дорожного сервиса, в том числе многофункциональных зон, кемпингов, кемпстоянок.
В рамках второго этапа, в течение 2025—2035 гг., предусмотрено совершенствование законодательства и мер господдержки, нацеленных на развитие автотуризма, реализация мероприятий, направленных на прирост сети автомобильных туристических маршрутов и объектов инфраструктуры, запуск интерактивной карты-схемы автомобильных туристических маршрутов, формирование банка земельных участков под размещение площадок для отдыха, объектов дорожного сервиса, кемпингов и кемпстоянок, обеспечение обратной связи для автотуристов для оценки качества предоставляемых услуг.
Мероприятия концепции будут реализованы за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников.
К сведению
Сколько инвестпроектов «Туризм.РФ» активно реализуются
По итогам четырех месяцев 2024 г. 28 инвестиционных проектов, реализуемых под эгидой «Туризм.РФ», с номерным фондом более 8,5 тыс. номеров и общим объемом инвестиций порядка 256,2 млрд руб. перешли в активную фазу реализации. На территории строительства 16 туристических объектов в Дагестане, Астраханской и Челябинской областях, в Пермском крае, а также в ряде других регионов страны проводятся проектно-изыскательские работы. Такие данные опубликовал кабмин.
По словам зампреда правительства Дмитрия Чернышенко, которые приводятся в сообщении, развитие туризма — важнейший фактор экономического и социального благополучия. «Необходимо наращивать темпы создания качественных сервисов и курортов в рамках нацпроекта „Туризм и индустрия гостеприимства“. Нужно максимально широко использовать потенциал доступных мер государственной поддержки при реализации инвестпроектов и создании инфраструктуры, в том числе с привлечением инструментов корпорации „Туризм.РФ“», — отметил чиновник.
Напомним, что корпорация «Туризм.РФ» предлагает бизнесу участвовать в развитии туристической инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Впервые в истории страны государство создало специализированный институт развития, нацеленный на построение комплексных туристических объектов и развитие туристической инфраструктуры.
Сегодня от комплексного планирования туристических территорий корпорация перешла к масштабному этапу строительства туристических объектов. «География реализуемых инвестпроектов — от Калининграда до Камчатки. Крайне важно соблюдать заявленные в рамках нацпроекта „Туризм и индустрия гостеприимства“ сроки, чтобы жители нашей страны могли как можно скорее испытать на себе все позитивные социальные эффекты от его реализации», — заявил генеральный директор «Туризм.РФ» Сергей Суханов.
Дополнительно два инвестпроекта «Туризм.РФ» получили положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Планируется, что еще пять получат его в мае этого года. Все создаваемые объекты туристической инфраструктуры ориентированы на комфортный семейный круглогодичный отдых.