До самых дальних уголков. Утверждена концепция развития автотуризма

| статьи | печать

Кабмин утвердил Концепцию развития автомобильного туризма до 2035 г. Она предусматривает создание комфортных и безопасных условий для путешествий по автомобильным дорогам, возможностей для строительства необходимой для этого инфраструктуры, а также повышение доступности туристических объектов и качества услуг дорожного сервиса. Чего не хватает отрасли для активного развития — разбираемся с экспертами.

В настоящее время, как следует из текста стратегии, доля поездок на личном транспорте на территории РФ стремительно растет. Согласно цели «Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма» Транспортной стратегии РФ транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобиле) к 2035 г. увеличится в 1,5 раза.

На сегодняшний день наиболее популярными направлениями для автотуристов являются города Золотого кольца России, Республика Карелия, южные регионы страны, Республика Дагестан, Краснодарский край и Республика Крым — для автотуристов европейской части России, Алтайский край и Приморский край — для автотуристов Сибири и Дальнего Востока. Увеличению внутреннего туристского потока в Республику Крым, а также общего туристского потока в южные регионы способствовало открытие в 2018 г. Крымского моста.

Развитие автомобильного туризма подталкивают рост автомобилизации населения и свобода передвижения при использовании личных транспортных средств, которые становятся технически надежнее, безопаснее и комфортнее для путешествий. Существенный вклад вносят прирост сети федеральных трасс и улучшение качества автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе развитие сопутствующей инфраструктуры.

«Все это приводит к тому, что поездка на автомобиле не только в другой город, но и в другую область стала обычной практикой с учетом удобства выстраивания собственного графика и логистики», — констатировали авторы стратегии. Они также отметили, что автомобильный туризм активно развивается в ряде стран, схожих по природно-климатическим условиям с РФ. Соответственно, опыт этих государств может быть адаптирован в том числе в части создания необходимых объектов туристской и сопутствующей инфраструктуры.

Популярность автопутешествий растет

Увеличение интереса россиян к автотуризму подтверждают данные соцопросов. Недавно исследование отношения россиян к внутреннему туризму проводил Координационный центр правительства. По его результатам выбраны самые привлекательные форматы и направления отдыха для жителей страны, а также определен уровень удовлетворенности туринфраструктурой.

Опрос показал, что в этом году 65% россиян планируют провести отпуска в поездках по России, и доля таких граждан растет. В 2023 г. планировали путешествовать по стране около 53%, а в позапрошлом году — 38%.

Наиболее популярными форматами по результатам опроса стали поездки на море — свыше половины респондентов (52%) предпочли такой вид отдыха. Также в топе — путешествия с познавательными целями по известным и историческим местам (40%), посещение природных парков (34%). В пятерку по разновидностям форматов вошли автотуризм, поездки в сельскую местность.

Самыми популярными направлениями в 2024 г. стали озеро Байкал (43%), Черноморское побережье Краснодарского края (33%), Крым (32%). А самым востребованным видом транспорта для жителей России в путешествиях на отдых в 2024 г. стал автомобиль (51%, +15 п.п. к 2023 г.), обогнав поезд (48%, –6 п.п. к 2023 г.) и самолет (34%, –7 п.п. к 2023 г.).

«Повышение популярности автотуризма приводит к более высоким требованиям к инфраструктуре для автомобильных путешествий», — резюмировали эксперты Координационного центра. Сейчас средняя оценка удовлетворенности по России составляет 3,55 балла из пяти возможных.

Акцент на том, что автопутешествия должны быть комфортными для людей, сделал и глава правительства Михаил Мишустин, говоря о стратегии развития отрасли на совещании с вице-премьерами 2 мая. «Для этого нужны не только основные трассы, но и небольшие дороги к туристическим объектам с заправочными станциями, мобильной связью, оборудованными парковками, а также гостиницами», — отметил премьер.

Он подчеркнул, что важно задействовать в выполнении концепции все российские субъекты, включая самые удаленные уголки нашей большой страны, ведь зачастую именно туда стремятся туристы из крупных городов.

Этапы реализации стратегии

Концепция будет реализовываться в два этапа. Первый этап рассчитан на 2024—2025 гг. В этот период планируется разработать программу развития автомобильного туризма с планом мероприятий. Среди таких мероприятий — подготовка предложений о новых мерах господдержки и условий для развития автотуризма и сопутствующей инфраструктуры, определение автомобильных туристических маршрутов и их синхронизация с планами по развитию дорог, разработка механизмов создания инфраструктуры для развития автотуризма, в том числе многофункциональных зон дорожного сервиса, которые могут объединять на одной площадке заправку, супермаркет, ресторан, автомойку, отель и другие объекты.

Также на этом этапе планируется создать интерактивную карту-схему автомобильных туристических маршрутов, в том числе пилотного маршрута Санкт-Петербург — Владивосток. На таких картах будут указаны локации размещения объектов туристической инфраструктуры и дорожного сервиса, в том числе многофункциональных зон, кемпингов, кемпстоянок.

В рамках второго этапа, в течение 2025—2035 гг., предусмотрено совершенствование законодательства и мер господдержки, нацеленных на развитие автотуризма, реализация мероприятий, направленных на прирост сети автомобильных туристических маршрутов и объектов инфраструктуры, запуск интерактивной карты-схемы автомобильных туристических маршрутов, формирование банка земельных участков под размещение площадок для отдыха, объектов дорожного сервиса, кемпингов и кемпстоянок, обеспечение обратной связи для автотуристов для оценки качества предоставляемых услуг.

Мероприятия концепции будут реализованы за счет средств федерального и региональных бюджетов, а также внебюджетных источников.


К сведению

Сколько инвестпроектов «Туризм.РФ» активно реализуются

По итогам четырех месяцев 2024 г. 28 инвестиционных проектов, реализуемых под эгидой «Туризм.РФ», с номерным фондом более 8,5 тыс. номеров и общим объемом инвестиций порядка 256,2 млрд руб. перешли в активную фазу реализации. На территории строительства 16 туристических объектов в Дагестане, Астраханской и Челябинской областях, в Пермском крае, а также в ряде других регионов страны проводятся проектно-изыскательские работы. Такие данные опубликовал кабмин.

По словам зампреда правительства Дмитрия Чернышенко, которые приводятся в сообщении, развитие туризма — важнейший фактор экономического и социального благополучия. «Необходимо наращивать темпы создания качественных сервисов и курортов в рамках нацпроекта „Туризм и индустрия гостеприимства“. Нужно максимально широко использовать потенциал доступных мер государственной поддержки при реализации инвестпроектов и создании инфраструктуры, в том числе с привлечением инструментов корпорации „Туризм.РФ“», — отметил чиновник.

Напомним, что корпорация «Туризм.РФ» предлагает бизнесу участвовать в развитии туристической инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства. Впервые в истории страны государство создало специализированный институт развития, нацеленный на построение комплексных туристических объектов и развитие туристической инфраструктуры.

Сегодня от комплексного планирования туристических территорий корпорация перешла к масштабному этапу строительства туристических объектов. «География реализуемых инвестпроектов — от Калининграда до Камчатки. Крайне важно соблюдать заявленные в рамках нацпроекта „Туризм и индустрия гостеприимства“ сроки, чтобы жители нашей страны могли как можно скорее испытать на себе все позитивные социальные эффекты от его реализации», — заявил генеральный директор «Туризм.РФ» Сергей Суханов.

Дополнительно два инвестпроекта «Туризм.РФ» получили положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Планируется, что еще пять получат его в мае этого года. Все создаваемые объекты туристической инфраструктуры ориентированы на комфортный семейный круглогодичный отдых.


Что необходимо для развития автотуризма в России?

Комментарий эксперта

Автотуризм в нашей стране может стать массовым при условии трансформации этого вида путешествий в доступный отдых за умеренные средства с соответствующим ожиданиям уровнем комфорта. На государственном уровне для развития необходимы, с одной стороны, монетарное стимулирование отдыхающих на территории РФ, например, продумать систему налоговых вычетов и бонусные программы, с другой — рост реально располагаемых доходов граждан; на уровне операторов туристических услуг — обеспечение диверсификации предложения для каждого сегмента целевой аудитории.

Комментарий эксперта

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, какие есть плюсы и минусы у этого вида отдыха.

Преимущества:

1) машина — это свобода и мобильность: можно менять маршрут и график и т.п.;

2) возможность посмотреть такие уголки курортных городов и поселков, в которые на общественном транспорте не доберешься;

3) автомобиль — это самое удобное средство передвижения для людей с особенностями, путешествующими с семьей.

Недостатки: автотуризм по РФ не обойдется дешевле обычного туризма. Например, поездка из столицы в Сочи обойдется примерно так же, как и авиабилеты. Ее цена складывается из бензина и платных дорог.

В прошлом году в России количество автомобилей перевалило за 42 млн — это очень хороший потенциал для развития автотуризма. Но нужно, чтобы путешествовать на автомобиле стало выгоднее, чем добираться к месту отдыха на поезде/самолете. Нужна более низкая цена на топливо и платные участки дорог.

Автопутешествия набирают популярность, потому что все больше и больше туристов предпочитают индивидуальный отдых пакетному туру.

Автотуризм наиболее развит в южной части страны (Северный Кавказ, Краснодарский край, Крым), где хороший климат, горы, море, много природных достопримечательностей, небольшие расстояния между населенными пунктами; достаточно АЗС и т.п.

После появления трассы Таврида я все чаще вижу автодома в Крыму. Они абсолютно актуальны для южной полосы России, которая огромна, но нужно развивать инфраструктуру. Рост спроса на автодома свидетельствует о том, что все большему количеству россиян интересно путешествовать по стране, смотреть новые места, останавливаться в кемпингах, быть ближе к природе. В основном это жители городов (обеспеченные люди, которым не надо много работать, или удаленщики).

Рынок аренды автодомов сейчас в росте, потому что покупка последнего — дорогое удовольствие, и тем, кто хочет попробовать такой вид отдыха, лучше начать с аренды. Если вы путешествуете семьей (4+ человек), возможно, у вас получится сэкономить на отдыхе (не нужно будет покупать 4+ билета на самолет, снимать номера и т.п.). Если вы путешествуете вдвоем, отдых получится дороговатым (аренда, топливо, плата за стоянки и т.п.).

Расширению рынка мешают проблемы с инфраструктурой:

1) плохие дороги и инфраструктура — не все готовы спать в машине, нужны недорогие места размещения;

2) плохое качество питания (в дороге на заправках в основном фастфуды);

3) практически нет удобств для инвалидов.

Властям и бизнесу не хватает взаимопонимания. Инфраструктура создается предпринимателями, которые не понимают, что нужно отрасли. Возьмем, к примеру, автокемпинги. Сейчас это в основной массе просто огороженные охраняемые территории, не сильно отличающиеся от обычных автостоянок. А ведь это места отдыха, где в идеале должны быть беседка со столиком, мангал, детская площадка, потому что большинство туристов едут с детьми. Нужна не только возможность набрать питьевую воду и санузел, но и душевая (в автодоме принимать душ неудобно).

Комментарий эксперта

Автотуризм — действительно тренд внутреннего туризма последних лет. Автомобиль позволяет достичь тех мест, куда не ходят автобусы и поезда, он обеспечивает не только комфорт и мобильность, но и свободу передвижения. Кроме того, он существенно дешевле, особенно если едет компания или семья. Учтем и то, что в сезон сложно достать железнодорожные и авиабилеты по адекватной цене. Неудивительно, что автопутешествия с каждым годом становятся все востребованнее, например, по данным российского сервиса бронирования жилья для отдыха ТВИЛ.РУ, в первой трети 2024 г. популярность автопутешествий увеличилась на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сегодня развитие автотуризма сдерживает тот фактор, что соответствующая инфраструктура развита пока недостаточно. Да, в настоящее время на самых популярных направлениях строятся мотели, кафе, другие туристические объекты, однако их пока не хватает для того, чтобы «ударить автопробегом» в комфортных условиях. Во многих регионах транспортная сеть устарела, автомобильные трассы имеют по одной полосе в каждом направлении, что приводит к тому, что в праздники и выходные по этим дорогам тащатся с черепашьей скоростью караваны «железных коней».

Ситуацию усугубляют локальные дорожные работы. Скоростных магистралей, где можно двигаться со скоростью до 120 км/ч, не так много. Только на направлениях Москва — Санкт-Петербург и Москва — Краснодар. В настоящее время идет еще сооружение трассы М12 Москва — Казань. А все остальные дороги — это место, где можно потратить существенную часть выходных.

Чтобы изменить эту ситуацию, важно планировать инфраструктуру для автотуризма на государственном уровне. Пристраивать к автозаправочным станциям не только магазины, но также кафе и мотели, где можно полноценно отдохнуть перед завтрашней ­дорогой.

Комментарий эксперта

Говоря о развитии автотуризма, в основном концентрируют внимание на создании многофункциональных придорожных зон. Конечно, такая инфраструктура очень важна, но нельзя забывать и про другие факторы. Прежде всего про необходимость развития обширной сети «достопримечательностей второго уровня». Не каждый турист готов ехать без остановки несколько часов от одного знакового объекта до следующего. Гораздо интереснее, если на таком пути имеется набор дополнительных точек — смотровые площадки, целебный источник, маленький оригинальный музей, природная или историческая достопримечательность. Часть подобных объектов уже имеется в наличии, но требует раскрутки. А какие-то небольшие точки притяжения можно специально создавать вдоль крупных маршрутов.

И необязательно такие объекты должны находиться непосредственно на трассе. В случае удобного съезда и качественного информирования турист вполне может слегка отклониться от основного маршрута. Логично, чтобы формированием и раскруткой «достопримечательностей второго уровня» занимались региональные власти, так как именно они максимально заинтересованы «приземлить» транзитного путешественника на своей территории.

Комментарий эксперта

На начало 2024 г. в России зарегистрировано более 46 млн легковых автомобилей, но лишь 27% автомобилистов практикуют регулярные туристические поездки. Для дальнейшего развития автотуризма нужно инвестировать в строительство инфраструктуры. Сейчас в России есть всего 413 современных кемпингов, что заставляет многих автотуристов выбирать другие варианты размещения — отели, гостевые дома, съемные квартиры.

В 2024 г. в РФ начала действовать программа развития автомобильного туризма, которая предусматривает финансовую поддержку от государства, строительство инфраструктуры и разработку дополнительных маршрутов. Эти меры позволят повысить уровень комфорта поездок, благодаря чему количество автотуристов вырастет до 44 млн к началу 2030 г.