Майнингу дали еще один шанс: обновленный законопроект о его легализации внесен в Госдуму

| статьи | печать

Попытки узаконить майнинг предпринимались уже несколько раз. Пять лет назад это был законопроект № 373645-7, а два года назад в Госдуму вновь был внесен законопроект, уже за номером 237585-8, которым предлагалось ввести регулирование деятельности по майнингу, а также установить отдельные требования к такой деятельности. Но Госдума, рассматривая этот законопроект в первом чтении, спустя почти два года после его внесения рекомендовала разработчикам изменить его текст. И вот в конце апреля на рассмотрение нижней палаты поступила обновленная версия законопроекта (она уже запланирована к рассмотрению на июнь). «ЭЖ-Юрист» расспросил экспертов о влиянии предлагаемого регулирования на цифровой рынок.

Комментарий эксперта

Законопроект в версии 2022 г. предлагал основную часть изменений внести в Федеральный закон «О цифровой валюте» с целью ужесточения государственного контроля за майнингом и оборотом цифровой валюты. Обновленная редакция законопроекта (от 26.04.2024) содержит следующие ключевые положения:

  • запрещается реклама и предложение неограниченному кругу лиц цифровой валюты;

  • продавать цифровую валюту разрешается только через зарубежную инфраструктуру;

  • правительство вправе запретить майнинг цифровой валюты в отдельных субъектах РФ или на отдельных территориях;

  • юрлица и ИП вправе осуществ­лять майнинг только после включения в реестр лиц, осуществляю­щих майнинг;

  • физические лица вправе майнить без включения в реестр, но с соблюдением лимитов энергопотребления, которые установит правительство;

  • в Закон «Об электроэнергетике» в связи с этим планируются следующие изменения: в случае нарушения потребителем электроэнергии запрета на майнинг, по решению суда в отношении его энергопринимающих устройств может быть уменьшена максимальная мощность вплоть до полного отключения от электросети;

  • Правительство РФ установит требования к операторам майнинговой инфраструктуры;

  • лицо, осуществляющее майнинг, должно предоставить информацию о получении им цифровой валюты, а также адреса-идентификаторы своих кошельков в Росфинмониторинг, далее сведения будут переданы в ЦБ РФ.

Законопроект направлен на то, чтобы исключить возможность легализации доходов, полученных преступным путем, с помощью майнинга и использования криптовалюты. Можно отметить его положительные стороны: он выводит оборот криптовалюты из «серой зоны», впервые вводит определение термина «майнинг» в законе и предлагает регулирование майнинга, не вводит полного запрета на майнинг и совершение сделок с криптовалютой.

Однако проект может негативно сказаться на деятельности лиц, работающих с криптовалютой: повысится бюрократическая нагрузка (включение в реестр майнеров, предоставление регулярных отчетов об операциях), исключается анонимность операций с криптовалютой.

Комментарий эксперта

Еще в 2017 г. был разработан законопроект № 373645-7, который предлагал регулирование как создания цифрового рубля, так и осуществления майнинга в их взаимосвязи. Несмотря на то что этот проект не получил дальнейшего развития, впоследствии были подготовлены и приняты законы о внесении изменений в ГК РФ (№ 34-ФЗ) и о ЦФА (№ 259-ФЗ), сконцентрировавшиеся на цифровой валюте и оставившие за скобками майнинг. В связи с необходимостью создания инфраструктуры майнинга, как условия выпуска криптовалюты, новый законопроект № 237585-8 вводит само понятие майнинга.

Среди его преимуществ — предпринятая попытка его регулирования в России. Однако есть и нерешенные законопроектом вопросы: каким требованиям должен отвечать майнер, может ли заниматься майнингом юридическое лицо или самозанятый, как должен производиться расчет налога, если доход был получен в цифровой валюте. Законопроект при этом отсылает к будущим подзаконным актам или НК РФ и Закону о валютном контроле, в которые поправки пока не предлагаются. А значит, в случае принятия закона, он не сможет полноценно работать до тех пор, пока не будет скорректировано все необходимое законодательство.

При этом одним из главных достоинств законопроекта является закрепление понятий «майнинг» и «майнинг-пул» в законодательстве.

К числу интересных нововведений относятся обязанности майнеров предоставлять информацию о полученной цифровой валюте в уполномоченный орган, определенный правительством, отчет по форме, в порядке и сроки, установленные правительством по согласованию с Банком России. Кроме того, он обязуется осуществлять сделки с ней, если при этом не используются объекты российской информационной инфраструктуры (за исключением сетевых адресов и комплексов программно-аппаратных средств операторов связи).

Необходимость в законодательном регулировании майнинга остается крайне важной проблемой, если Россия хочет стимулировать дальнейшее развитие цифровой экономики в условиях санкций. Поэтому законопроект видится как хорошая попытка, требующая активной углубленной доработки в рамках парламентских чтений.

Комментарий эксперта

Так называемый «законопроект о майнинге» не предполагает кардинального изменения идеологии существующего регулирования цифровых активов в России. Представленный законопроект направлен на то, чтобы сделать деятельность майнеров и майнинг-пулов более прозрачной и обеспечить необходимую степень правовой определенности. По крайней мере, в той части, что будут названы условия, при соблюдении которых майнингом можно будет заниматься, не опасаясь негативных последствий.

Под определение «майнинга», которое дано в законопроекте, подпадает не только «майнинг», но и «стейкинг». Майнинг и стейкинг основаны на двух разных методах подтверждения транзакций в блокчейне. Майнинг осуществляется на основе механизма консенсуса Proof-of-Work, где участники используют большое количество энергоресурсов для выполнения сложных криптографических вычислений с целью подтверждения транзакций. За это они получают вознаграждение в виде добытой единицы криптовалюты. Собственно механизм подтверждения транзакций на основании выполненной работы и дал название этой деятельности (mining в переводе — добыча полезных ископаемых). В отличие от майнинга, стейкинг использует механизм консенсуса Proof-of-Stake, где от участников не требуется совершение работы для получения вознаграждения. Чтобы участвовать в подтверждении транзакций, они блокируют («стейкают») определенное количество своих токенов и таким образом гарантируют доверие к записям в блокчейне.

Получается, что законодатель объединил в одно понятие как майнинг, так и стейкинг. Было ли это сделано специально для того, чтобы распространить регулирование на оба вида деятельности, связанной с блокчейном, или это просто неудачная юридическая техника — на данный момент не ясно.

Майнингом криптовалюты можно будет заниматься только с момента включения майнеров — юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — в специальный Реестр, который предлагается создать. Физические лица смогут заниматься майнингом без включения в Реестр, если не будут превышать лимиты энергопотребления, которые установит правительство.

При получении цифровой валюты в результате майнинга майнеры должны будут уведомлять орган, который определит правительство. Скорее всего, этим органом будет ЦБ РФ (по аналогии с регулированием других цифровых активов).

Законопроект предлагает запретить организацию обращения цифровой валюты в России, за исключением осуществления майнинга и деятельности майнинг-пулов.

Под организацией обращения цифровой валюты на территории РФ законопроект понимает оказание услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому,

  • если хотя бы одной из сторон указанных сделок и (или) операций является российское юридическое лицо или физическое лицо, находящееся в России не менее 183 дней в течение года с момента сделки,

  • если при осуществлении указанной деятельности используются объекты российской информационной инфраструктуры.

Иными словами, деятельность криптобирж и криптоброкеров будет запрещена. Однако необходимо понимать, что ни одна криптобиржа и сейчас официально не работает в России.

Несмотря на запрет деятельности криптобирж, майнерам будет разрешено продавать полученную цифровую валюту, но только на иностранных криптоплощадках.

Регламентация майнинга как легального бизнеса, с одной стороны, должна стимулировать выход предпринимателей из серой зоны, а с другой — даст властям дополнительные инструменты для контроля.

При этом надо понимать, что текст проекта, скорее всего, будет доработан в процессе обсуждений в Государственной Думе, поэтому окончательные выводы по его итоговому содержанию можно будет сделать позже.

Комментарий эксперта

Совершенствование регулирования цифровой валюты стоит в повестке законопроектной деятельности не первый год. Это закономерно, поскольку предусмотренные в Законе о ­ЦФА положения, касающиеся цифровой валюты, не дают полного представления о ее правовом режиме и нуждаются в детализации.

Помимо базовых определений, связанных с майнингом цифровой валюты, обновленный законопроект включил в себя ряд положений, которые могут значительно повлиять на осуществ­ление деятельности не только майнеров, но и операторов обращения цифровой валюты на территории России.

Осуществлять майнинг могут российские юридические лица, ИП и физические лица (граждане). Однако для первых двух необходимо включение в правительственный реестр лиц, осуществляющих майнинг, а для физических лиц — соблюдение лимитов потребления энергии. Также для осуществления своей деятельности должны быть включены в соответствующий реестр субъекты, предоставляю­щие условия для организации майнинга (операторы майнинговой инфраструктуры).

Лицо, намайнившее цифровую валюту, вправе ее отчуждать, но только посредством объектов, не относящихся к объектам российской информационной инфраструктуры (исключение — сетевые адреса и комплексы программно-аппаратных средств операторов связи). При этом совершение таких сделок может быть запрещено или ограничено уполномоченным органом.

Также планируется ввести ряд отчетностей перед уполномоченными правительством органами. В частности, отчитываться предлагается о следующих фактах:

  • о получении цифровой валюты в результате майнинга, а также о номере криптокошелька;

  • о совершении сделки по отчуждению цифровой валюты (при этом о совершении такой сделки уполномоченный орган может запросить у банков информацию о расчетах по сделкам с цифровой валютой).

Правительство сможет вводить запрет на осуществление майнинга в отдельных субъектах РФ и на отдельных территориях. При нарушении такого запрета возможно уменьшение максимальной присоединенной мощности вплоть до полного от­соединения энергопринимаю­щих устройств от электрической сети. Также предлагается запретить совмещать свою дея­тельность с майнингом цифровой валюты хозяйствующим субъектам электроэнергетической отрасли.

Таким образом, предлагаемое регулирование имеет общую направленность на разрешение осуществления майнинга, но под пристальным контролем государства. Многие аспекты, вероятно, еще будут доработаны, однако уже сейчас в его тексте прослеживается широкая свобода усмотрения регулятора в части возможности ограничения сделок по отчуждению цифровой валюты, полученной в результате майнинга, что явно снижает привлекательность раскрытия информации о своей деятельности теми, кто уже осуществляет майнинг.

Основным мотивом введения подобного механизма легализации майнинга можно считать стремление государства создать условия для использования намайненной цифровой валюты во внешнеэкономических сделках, взамен классической банковской системы расчетов. Такой вариант находится в русле изменений, внесенных ранее в законодательство, направленных на создание правовой основы для осуществления международных расчетов с использованием цифровых прав.