Межведомственные комиссии будут противодействовать нелегальной занятости и серым зарплатам

| статьи | печать

Правительство РФ своим постановлением от 03.05.2024 № 571 утвердило Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее — Положение). Эти комиссии должны быть созданы во исполнение закона о занятости населения (ст. 66 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения»). В статье разберем цели и задачи межведомственной комиссии и как этот орган будет противодействовать нелегальной занятости и серым зарплатам.

В постановлении от 03.05.2024 № 571 указано, что исполнительным органам власти субъектов РФ необходимо в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего постановления образовать межведомственную комиссию по противодействию нелегальной занятости, утвердить положение о межведомственной комиссии, утвердить состав комиссии.

Властям нужно также определить перечень муниципальных образований, на территориях которых будут созданы рабочие группы межведомственной комиссии, а также утвердить положение о порядке создания и деятельности рабочих групп межведомственной комиссии по противодействию нелегальной занятости.

В свою очередь, Минтруд должен промониторить указанные поручения и о результатах отчитаться в Правительстве Российской Федерации в четырехмесячный срок со дня вступления в силу постановления от 03.05.2024 № 571.

Согласно Положению работа межведомственной комиссии осуществляется в форме заседаний, которые могут быть проведены в очном формате или в формате видео-конференц-связи. Состав межведомственной комиссии утверждается руководителем высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

В состав межведомственной комиссии входят:

  • председатель;

  • заместитель председателя;

  • ответственный секретарь

  • и другие члены.

Члены межведомственной комиссии не вправе разглашать сведения, ставшие им известными в ходе работы. Заседания межведомственной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более половины ее членов.

Решения межведомственной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов межведомственной комиссии. В случае равенства голосов решающим является голос председателя межведомственной комиссии или лица, его замещаю­щего.

Основными задачами межведомственной комиссии являются:

а) координация и обеспечение взаимодействия исполнительных органов власти и контрольно-надзорных органов;

б) мониторинг и анализ результатов работы межведомственной комиссии и рабочих групп межведомственной комиссии в муниципальных образованиях на территории субъекта РФ;

в) мониторинг результатов работы по противодействию нелегальной занятости.

Межведомственная комиссия рассматривает и другие задачи.

Комментарий эксперта

Согласно ст. 67 Федерального закона от 12.12.2023 № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» предусматривается создание специальных профильных органов, которые должны вести борьбу с нелегальной занятостью работников и серыми заработными платами.

Как уже отметили, 3 мая 2024 г. постановлением Правительства РФ № 571 было утверждено Положение о создании и деятельности межведомственных комиссий субъектов РФ по противодействию нелегальной занятости (далее — Положение).

Это Положение говорит о создании будущих межведомственных комиссий, которые и должны будут проводить всю необходимую работу.

В такие межведомственные комиссии должны будут быть включены представители следующих органов власти:

  • органов исполнительной власти субъекта РФ;

  • территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (например, МВД России, ФНС России, Роструда);

  • государственных внебюджетных фондов;

  • общероссийских объединений работодателей;

  • объединений профессиональных союзов;

  • иные.

В работе комиссий могут принимать участие представители прокуратуры, но в состав комиссии при этом они не включаются.

При условии межведомственного взаимодействия между ФНС, Рострудом, МВД возникает вопрос о необходимости создания таких дополнительных органов. Ведь очень много информации поступает в органы в виде отчетности и автоматизированно обрабатывается.

Дело в том, что межведомственные комиссии будут являться координационным органом между всеми остальными органами. Комиссиям не предоставляется полномочий по государственному или муниципальному контролю, то есть такие комиссии не вправе проводить какие-либо проверочные мероприятия, они лишь анализируют, систематизируют и координируют работу всех остальных надзорных органов субъекта, могут передавать в надзорные органы какую-либо информацию или данные для дальнейшей проработки (например, проведения проверки).

Для этого комиссия может запрашивать данные в ФНС, в других органах (в том числе персональные данные по сотрудникам), рассматривать на заседаниях вопросы:

  • связанные с нелегальной занятостью;

  • занижением заработной платы ниже МРОТ;

  • подменой трудовых отношений какими-либо иными формами взаимодействия с работниками (гражданско-правовые договоры);

  • осуществлением субъектами деятельности, которая требует лицензирования;

  • соответствием количества работников у компаний, заключивших государственные или муниципальные контракты.

Как уже отметили, периодичность заседаний — по необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Кроме того, должна быть организована работа горячей линии по приему жалоб от населения. Соответственно, комиссия сама проверять не вправе, а вот организовать поверки вполне в состоянии.

Полагаю, что это уберет сейчас как раз тот самый лаг в передаче информации между ведомствами и, возможно, организует что-то похожее на «единое окно» по вопросу нелегальной занятости. Возможно, работа комиссии ускорит силу и реакцию профильных органов, а значит, потенциально это может увеличить риски для работодателей. Мораторий на проверки еще действует, но профилактические визиты никто не отменял.