В постановлении от 19.03.2024 № Ф05-3483/2024 по делу № А40-71776/2023 АС Московского округа разъяснил, почему компания неправомерно заявила в декларации по налогу на прибыль сумму убытка прошлых лет, хотя у нее были подтверждающие расходы первичные документы.
Суть дела
Компания отразила в декларации по налогу на прибыль сумму убытка, уменьшающего налоговую базу. В ходе камеральной проверки инспекция установила, что в декларациях за прошлые налоговые периоды у компании убытков не было. В связи с этим налоговики пришли к выводу, что сумма убытка заявлена компанией неправомерно. Ей были доначислены налог на прибыль, пени и штраф.
Компания обратилась в суд с требованием признать решение налоговиков недействительным.
Решение судов
Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении заявленных ею требований.
Они указали, что на основании ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток, исчисленный в соответствии с главой 25 НК РФ, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего отчетного (налогового) периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом п. 2.1 ст. 283 НК РФ установлено, что в отчетные (налоговые) периоды с 01.01.2017 по 31.12.2024 налоговая база по налогу на прибыль за текущий отчетный (налоговый) период не может быть уменьшена на сумму убытков, полученных в предыдущих налоговых периодах, более чем на 50%. Между тем компанией заявлены убытки в сумме, которая составляет 87,62% от налоговой базы, что является нарушением норм п. 2.1 ст. 283 НК РФ.
В подтверждение убытков компания представила договор подряда, договор на проведение строительно-ремонтных работ, договор на разработку дизайна, договор на выполнение эскизного проекта интерьеров и рабочей документации интерьеров, акты выполненных работ и оказанных услуг, а также пояснения о том, что убыток прошлых лет — это расходы на открытие и запуск сети ресторанов.
Однако суды указали, что первичные документы сами по себе не могут подтвердить убытки, уменьшающие налоговую базу, без их отражения в налоговых декларациях. В декларациях за прошлые налоговые периоды компания убытки не заявляла. Соответственно, она не вправе была уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль за текущий период на сумму убытка прошлых лет, поскольку в предыдущих налоговых периодах убыток отсутствовал.
Суды также отметили, что отражение в бухгалтерском балансе и в отчете о финансовых результатах убытка не является подтверждением факта понесенных компанией убытков по причине того, что данные документы не являются первичными бухгалтерскими документами и не подтверждают реальные убытки компании, а также противоречат данным ее налогового учета и отчетности.
Суды отвергли довод компании об отсутствии у нее обязанности по доплате суммы налога на прибыль, отраженной в решении налогового органа, в связи с представлением после принятия оспариваемого решения уточненной налоговой декларации за данный период. Основываясь на положениях ст. 81, 88 НК РФ, суды пришли к выводу о том, что факт подачи уточненной налоговой декларации после принятия инспекцией решения по результатам налоговой проверки и оспаривания его в суде сам по себе не свидетельствует о незаконности решения налогового органа, не отменяет и не изменяет его результатов. Включение в уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль текущих расходов в том же размере (вместо убытка) связано с иными обстоятельствами, иными основаниями, иными доказательствами, которые не были и не могли быть предметом камеральной налоговой проверки, по результатам которой принято оспариваемое решение.