Эффективное планирование в период турбулентности

| статьи | печать

Применение гибкого подхода в управлении становится ключевым параметром успеха в динамично меняющемся мире. Как адаптировать процессы планирования для быстрого реагирования на внешние факторы — этот вопрос обсудили спикеры Десятой конференции «Корпоративное планирование и прогнозирование», организованной группой «Просперити Медиа» и порталом CFO-Russia.ru при информационной поддержке газеты «Экономика и жизнь».

В ходе дискуссии эксперты рассказали о своем опыте организации гибкого планирования бюджета и о том, чем руководствуются при выборе оптимальных сроков планирования.

Как обеспечить гибкость планирования

Анна Глазкова, финансовый директор группы компаний VIG Trans, рассказала о том, что еще 15 лет назад их компания начала разрабатывать корпоративную информационную систему, которая позволяет делать гибкое планирование. При этом она отметила, что специалисты компании глубоко погружаются в процесс, в том числе изучают бизнес-аналитику и ретроспективные данные, формируют консенсус-прогноз.

VIG Trans — международная логистическая компания, которая осуществляет доставку грузов по всему миру. «Мы отлично понимаем, что автоматизированная информационная система — это большое конкурентное преимущество. Осуществлять гибкое планирование и строить сценарный прогноз можно в режиме реального времени», — отметила Анна Глазкова.

Любовь Беляева, финансово-административный директор EKF, отметила, что у них в компании бюджет тоже гибкий. Чтобы с ним работать, финансисты компании имеют и знания, и навыки в области программирования.

Вадим Васильев, заместитель генерального директора по экономике группы компаний «Карелия Палп», основным производственным активом которой является Кондопожский ЦБК — один из крупнейших в мире производителей газетной бумаги, рассказал, что со спецификой работы в условиях гибкого планирования предприя­тие столкнулось еще во время пандемии.

Перекраивать бюджет на предстоящий календарный год пришлось и осенью 2022 г. после объявления о частичной мобилизации, и осенью 2023 г., когда было принято постановление правительства о введении гибких экспортных пошлин на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля. «Мы готовили свои системы к тому, чтобы быть гибкими, и, по сути, для нас это уже обыденная необходимость», — заметил Вадим Васильев.

Элина Багаутдинова, финансовый директор «Градиент», отметила, что так или иначе операционное планирование сейчас есть во всех компаниях, но очень многое зависит от категории. Компания «Градиент» является производителем FMCG-продукции, которому на данный момент принадлежит большая доля российского рынка декоративной косметики.

«У нас длинный список sku, постоянные смены коллекции и, помимо прочих факторов, очень многое зависит от модных тенденций. Условно говоря, иногда выстреливает именно зеленая помада, иногда именно зеленая продается хуже. Сравнивая постфактум прогнозы и результат, часто сложно понять, что больше всего повлияло на конечный выбор покупателей. Поэтому для нас важна система гибкого планирования и оперативного реагирования на происходящее», — поделилась Элина Багаутдинова.

Сценарии бюджета и сроки планирования

Затем эксперты перешли к обсуждению опыта построения сценариев бюджета и к выбору оптимальных сроков планирования.

Любовь Беляева рассказала о том, что компания составляет три сценарных бюджета в горизонте скользящих 12 месяцев, тактическую модель в горизонте трех лет и стратегическую модель в перспективе 10 лет.

Анна Глазкова отметила, что сомневается, что в наше сильно меняющееся время стоит делать планирование больше, чем на три года: «Раньше мы делали долгосрочную стратегическую модель, среднесрочное планирование. Сейчас горизонт планирования — два года. Больше прогнозировать достаточно сложно с учетом реалий нашего времени». При этом эксперт обратила внимание, что есть индустрии, где нельзя обойтись без более длительного планирования, например, девелоперские проекты, промышленное и жилищное строительство.

Вадим Васильев сообщил, что компания тоже составляет три сценария: базовый, оптимистичный и пессимистичный. Но акцент на базовом сценарии, вовлечение служб в формирование оптимистичного и пессимистичного сценария несущественно ниже.

Отдельно существует стратегическая модель, связанная с модернизацией комбината. Это обусловлено особенностями сектора, поскольку базовый продукт (газетная бумага) постепенно выходит из оборота. Согласно прогнозам, составленным в 2012—2015 гг., развитые страны откажутся от газет к 2030 г., Россия — к 2035 г., весь мир — к 2040 г. На самом деле падение идет быстрее, считает эксперт. Среднегодовой объем падения — 7%.

С другой стороны, в связи с ростом интернет-торговли сейчас активно развивается сегмент упаковки. Поэтому бумажные комбинаты меняют структуру производства, увеличивая сегмент упаковочной бумаги и сокращая газетную.

По словам Элины Багаутдиновой, большой опыт работы в разных отраслях и компаниях привел ее к тому, что делать сценарии не совсем эффективно, ресурсов у компании это отнимает много, а эффект не очевиден. Эксперт считает, что нужно готовить один наиболее вероятный вариант плана, с которым соглашаются все участники процесса. Далее имеет смысл определить ключевые параметры (например, курс валюты, прирост ВВП, роста потребительских цен и т.д.), от которых больше всего зависят важные показатели деятельности компании, и посчитать эти показатели при пороговых значениях переменных параметров. Это упражнение гораздо легче и позволяет понимать диапазон возможно результата.

Для совета директоров эти вариации можно оформить в таблицу. «Мне кажется, что такой вариант более подходящий, менее затратный. А в результате все равно будет не так и не так, но зато у вас более точный коридор того, куда можно попасть и на что можно рассчитывать, надеяться и планировать», — заключила Элина Багаутдинова.

Говоря о сроках планирования, она подчеркнула, что выбор подходящего пе­рио­да очень сильно зависит от индустрии, в которой работает компания. Например, производство всегда нужно планировать на 5—10 лет. Причем в этой сфере нельзя ограничиваться рамками календарного года, а всегда должен быть план на 12—18 месяцев вперед.

В ходе дискуссии эксперты сошлись на мнении, что при построении планов и прогнозов очень многое зависит от отрасли и специфики работы предприятия. Но так или иначе гибкое планирование необходимо всем предприятиям.