Системы сертификации в промышленности уже давно являются инструментом конкурентной борьбы за рынки сбыта. Превалирование технологий США и ЕС в сфере переработки и добычи нефти и газа естественным образом стимулировало внедрение международных систем сертификации. В большинстве случаев это включало обязательную сертификацию от Американского института нефти (API). По сути можно было говорить о технологическом диктате, когда производители оборудования должны были получать иностранную сертификацию для участия в российских тендерах. О том, как стремительно меняется ситуация сейчас, рассказывает Дарья Буйлова, директор по маркетингу и стратегии НАТЭК-Нефтехиммаш.
Единых требований к сертификации нефтегазового оборудования до последнего времени не существовало. Чтобы исправить эту ситуацию, в 2020 году был создан Институт нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ). Он объединил на своей площадке экспертов из крупнейших энергетических корпораций, производителей оборудования, научных институтов, а также лицензиаров и проектировщиков. Учредителями ИНТИ стали "Газпром", "Сибур", "Татнефть", "Лукойл", "НОВАТЭК", "Транснефть", "Газпром нефть" и другие компании.
Основная идея института – обход существующих макроэкономических и геополитических рисков (запрет на работу с российскими компаниями для зарубежных партнеров как в направлении импорта, так и экспорта оборудования и технологий), реализация амбициозных энергетических проектов, решение которых повысит энергетическую безопасность России.
В свете последних событий российская сертификация стала особенно актуальна. Развитие отечественных стандартов поможет продвижению отечественного оборудования и технологий. В перспективе российские стандарты будут использовать и иностранные производители – это поможет добиться повышения конкурентоспособности отечественной продукции, поставив всех в равные условия.
За несколько лет ИНТИ успел получить поддержку со стороны государства и общественных организаций. Для того чтобы нефтегазовое оборудование успешно продвигалось как на внутреннем, так и зарубежных рынках, президент России на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса 14 апреля 2022 года поручил правительству с участием бизнеса и ИНТИ обеспечить переход от иностранных отраслевых систем стандартизации и сертификации к отечественным.
За это время к новой системе присоединилось множество компаний, и их список постоянно пополняется. Участники рынка понимают востребованность такого союза. К ИНТИ присоединились в качестве наблюдателя ADNOC – государственная нефтекомпания ОАЭ, а также компании "КазМунайГаз" и "Узбекнефтегаз". В рамках форума "Россия - Африка" в прошлом году было подписано соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Африканской энергетической палатой (ЮАР).
В феврале этого года состоялись двусторонние встречи заместителя Министра промышленности и торговли Михаила Иванова с руководством Национальной нефтяной компании Саудовской Аравии Saudi Aramco, в ходе которых обсудили использование стандартов и системы сертификации ИНТИ для продвижения российского нефтегазового оборудования на рынках Ближнего Востока. Такое взаимодействие в будущем должно позволить упростить выход российских производителей на экспортные рынки и получать доступ к тендерным процедурам иностранных заказчиков.
Сертификацию от ИНТИ проходят предприятия по всей стране, и наше предприятие не исключение. На данный момент было пройдено два этапа аудита для получения сертификации ИНТИ. После завершения этого процесса мы сможет активнее участвовать в различных конкурсах и тендерах. Это расширит для нас возможности по увеличению портфеля заказов. Присутствие в составе Института нефтегазовых технологических инициатив зарубежных компаний дает нам, как и другим отечественным компаниям из России, дополнительную возможность и для выхода на зарубежные рынки. При этом не придется проходить дополнительное и повторное подтверждение оценки соответствия.
При помощи ИНТИ и содействии вице-премьеров Александра Новака и Дениса Мантурова была разработана дорожная карта приоритетных направлений импортозамещения: геологоразведка, разведка и добыча на суше, разведка и добыча на шельфе, нефтепереработка, нефтехимия, СПГ и транспортировка. По каждому из этих направлений были сформированы списки технологических дефицитов – приоритетных и крайне необходимых технологий и оборудования.
Государство, бизнес и общественные организации, как видно, уже готовы максимально снизить барьеры для для развития технологического суверенитета. Как мы видим, внедряются реальные меры по созданию базы для скорейшего внедрения собственных технологий в российском ТЭК и повышении их эффективности.