Предпроверочный анализ по трансфертному ценообразованию: что важно знать

| статьи | печать

Предпроверочный анализ в последние годы является распространенным инструментом проведения налогового контроля. Применение риск-ориентированного подхода, акцент на аналитическую работу в рамках предпроверочного анализа и выстраивание диалога с налогоплательщиком становятся ключевыми тенденциями работы налоговых органов. Данные тенденции не обошли вниманием и сферу законодательства по трансфертному ценообразованию. В статье рассмотрим, как предпроверочный анализ работает в области трансфертного ценообразования, что может стать поводом для его проведения и как к нему подготовиться.

Кто под риском

В течение длительного времени российские налоговые органы не могли найти эффективный способ контроля за ценами в сделках между взаимозависимыми лицами. До появления в Налоговом кодексе специального раздела V.1 контроль за ценами осуществляли территориальные налоговые органы на основании слишком обобщенной и короткой ст. 40 НК РФ, что мешало созданию единой методологии контроля и приводило к многочисленным спорам, которые обычно выигрывали налогоплательщики. Есть такие победы и на счету специалистов группы ДРТ.

С введением раздела V.1, который привел нормы о трансфертном ценообразовании в соответствие с лучшими международными практиками, полномочия по контролю за ценами были переданы центральному аппарату ФНС. В методологии проверок появились единообразие и точность, однако ресурсов центрального аппарата было недостаточно ни для большого числа проверок, ни даже для глубокого предпроверочного анализа. В результате вопросы ценообразования проверяли преимущественно у небольшого числа экспортеров сырьевых товаров, определение рыночной цены которых не составляло большого труда — на такие товары существуют биржевые и индексные цены.

Однако научно-технический прогресс и цифровизация не стоят на месте, с образованием специализированной инспекции по ценам (МИ ФНС России по ценам) и накоплением данных о налогоплательщиках инженерам ФНС, по всей видимости, удалось создать алгоритм, который существенно упростил работу проверяющих по отбору компаний для ценового контроля и ведению предпроверочного анализа.

Теперь реальная необходимость подтверждения рыночного уровня своих цен в сделках с взаимозависимыми лицами существует не только, например, у экспортеров нефти и зерна, но и у многих других поставщиков и покупателей товаров, работ и услуг. По опыту нашей работы, ждать предпроверочного анализа по вопросам о ценообразовании стоит следующим компаниям:

1) Компаниям, которые длительное время не пересматривали цены в сделках с взаимозависимыми лицами. Очевидно, что с 2020 по 2023 г. изменилась цена многих товаров и услуг. Автоматизированный контроль во многих случаях позволяет установить, что несмотря на изменения в экономике цена в контролируемой сделке длительное время не менялась. Это может стать поводом для ФНС внимательно присмотреться к компании.

2) Компаниям с отрицательным валовым убытком и/или убытком от продаж, если убытки сохраняются на протяжении нескольких лет. Алгоритм сомневается, что владельцы и менеджмент организации готовы торговать в убыток на протяжении длительного периода — причины стабильно отрицательной маржи нужно будет объяснить. Причем размер прибыли до налогообложения не имеет большого значения. Доход от курсовых разниц, проценты и прочие доходы не считаются оправданием для отрицательной валовой маржи.

3) Для прибыльных компаний поводом попасть в предпроверочный анализ может быть существенное отклонение валовой или операционной рентабельности от среднеотраслевого уровня.

Как проходит предпроверочный анализ

Предпроверочный анализ начинается с анализа информации о налогоплательщике, имеющейся у налогового органа. Для определения потенциальных кандидатов в предпроверочный анализ налоговые органы прежде всего анализируют информацию, содержащуюся в уведомлении о контролируемых сделках, а также данные бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций и налоговых регистров. На основании анализа имеющейся информации осуществляется отбор компаний для проведения более детального анализа.

Если ФНС видит у компании потенциальные признаки применения нерыночных цен, то, как правило, компания получает требование о предоставлении документов в отношении конкретных сделок. Такое требование направляется налогоплательщику в рамках ст. 93.1 НК РФ, которая позволяет налоговым органам запрашивать информацию о конкретных сделках вне рамок проведения налоговых проверок.

Напомним, что в соответствии с прошлогодними поправками в области трансфертного ценообразования с 2024 г. в рамках таких требований также может запрашиваться документация по трансфертному ценообразованию. Она должна быть представлена в течение 30 дней с даты запроса.

Какие еще документы могут запрашивать налоговые органы при проведении предпроверочного анализа по трансфертному ценообразованию:

  • контракты по сделкам, а также дополнительные документы к контрактам, включая спецификации, акты, расчеты, пояснения в отношении порядка формирования цены и пр.;

  • документы, подтверждающие фактические затраты, понесенные налогоплательщиком;

  • пояснения относительно функций, выполняемых сторонами сделки, а также документы, которые могут подтвердить осуществление отдельных функций;

  • документы по иностранным контрагентам налогоплательщика.

На предоставление указанной информации, как правило, дается десять дней. С учетом больших объемов запрашиваемой информации, а также необходимости получения информации от контрагента, очевидно, что в указанный срок налогоплательщику может быть затруднительно собрать все необходимые документы. Целесообразно, может быть, готовить данные документы заранее, тем более что данные документы также требуются при подготовке документации по трансфертному ценообразованию.

В случае выявления признаков отклонения цен от рыночного уровня по результатам предпроверочного анализа (например, заметив убыток от продаж в бухгалтерской отчетности) ФНС может предложить самостоятельно доплатить сумму налога или скорректировать сумму убытка, переносимого на будущие периоды. Исходя из складывающейся на текущий момент практики, можно увидеть, что при проведении предпроверочного анализа налоговые органы проводят самостоятельные расчеты, в том числе сравнительные рыночные исследования, для определения размера корректировки. При этом в рамках предоставления своих пояснений налогоплательщик может предоставить свой вариант расчета.

В случае осуществления самостоятельной доплаты есть возможность избежать открытия проверки по трансфертному ценообразованию и потенциально более высоких доначислений налогов и штрафов. Отказ от предоставления пояснений или формальный подход при ответе с большой долей вероятности приведет к открытию проверки по трансфертному ценообразованию.

Рекомендации

В текущих условиях очевидно, что понимание того, как работает предпроверочный анализ, а также выстраивание эффективной коммуникации с налоговым органом могут позволить снизить риск проверки по трансфертному ценообразованию, которая с большой вероятностью приведет к доначислению налогов и штрафов.

Для целей понимания потенциального риска попадания в поле зрения налоговых органов для проведения предпроверочного анализа важным является проведение самодиагностики наличия критериев рисков, о которых мы писали выше.

При наличии каких-либо из этих критериев особое внимание необходимо уделить подготовке объяснений, подтверждающих документов, а также предварительному сбору необходимой информации, которая может быть запрошена налоговыми органами в рамках предпроверочного анализа.