В Определении от 28.03.2024 № 576-О Конституционный суд РФ подтвердил свою позицию о том, что взыскание налоговой задолженности, если налоговиками были нарушены сроки проведения мероприятий налогового контроля и вынесения решения по результатам проверки, конституционно.
Суть дела
Налоговый орган принял решение о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика. Компания с этим не согласилась и обратилась в суд.
Суды пришли к выводу, что налоговым органом не были пропущены сроки на взыскание с налогоплательщика налоговой задолженности. Они отвергли доводы компании относительно необходимости соблюдения налоговым органом сроков на проведение мероприятий налогового контроля и вынесение решения по их результатам, поскольку это не влияет на оценку законности действий налогового органа по взысканию налоговой задолженности.
Тогда компания обратилась с жалобой в Конституционный суд. По ее мнению, положения п. 3 и 7 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 70 и ст. 101 НК РФ противоречат Конституции РФ, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют налоговым органам осуществлять взыскание налоговой задолженности без учета нарушения ими сроков проведения мероприятий налогового органа и вынесения решения по их результатам.
Решение Конституционного суда
Конституционный суд РФ указал, что оспариваемые положения устанавливают сроки на принятие решений о взыскании сумм налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика и обращение в суд с требованием о взыскании налоговой задолженности, право взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика (п. 3 и 7 ст. 46 НК РФ), годичный срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика во внесудебном порядке, а также двухлетний срок на взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в судебном порядке (п. 1 ст. 47 НК РФ), двадцатидневный срок на направление налогоплательщику требования об уплате налога (п. 2 ст. 70 НК РФ), а также сроки и порядок принятия решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (ст. 101 НК РФ).
Данные нормы не содержат неопределенности и не предполагают их произвольного применения, в том числе в части исчисления и применения предусмотренных ими сроков. При этом, как указали в своих актах ВАС РФ и Верховный суд РФ, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами Налогового кодекса. Несвоевременное совершение налоговым органом действий по взысканию налоговой задолженности не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется в последовательности и продолжительности, установленной Налоговым кодексом. Пропущенный уполномоченным органом по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
Таким образом, оспариваемые положения НК РФ как сами по себе, так и с учетом практики их применения предполагают необходимость учета нарушения налоговым органом сроков проведения контрольных мероприятий и вынесения по их результатам решения при оценке правомерности реализации налоговым органом права на принудительное взыскание налоговой задолженности, а потому данные нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Отметим, что к подобному выводу Конституционный суд приходил и раньше в Определении от 27.12.2023 № 3537-О (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 05, 2024).