Налоговики нарушили сроки — пени все равно начисляются

| статьи | печать

Конституционный суд РФ в Определении от 28.03.2024 № 603-О отказал в рассмотрении жалобы на неконституционность положений ст. 75 НК РФ.

Суть дела

По результатам налоговой проверки компании были доначислены налоги и пени. Она обратилась в суд с требованием признать решение налоговиков недействительным. Но суды в удовлетворении заявленных компанией требований отказали. Они, в частности, отклонили доводы компании о необоснованности размера пеней, который, по мнению компании, был предопределен действиями налогового органа, нарушившего сроки проведения мероприятий налогового контроля.

Тогда компания обратилась с жалобой в Конституционный суд. По мнению компании, положения ст. 75 НК РФ, регулирующей правила начисления пеней, противоречат Конституции РФ, поскольку позволяют осуществлять начисление налогоплательщику пеней за те периоды просрочки уплаты налога, которые были обусловлены нарушениями налоговым органом сроков проведения мероприятий налогового контроля.

Решение Конституционного суда

Конституционный суд отказал в принятии жалобы к рассмотрению. Он указал, что, устанавливая систему налогов и сборов в Налоговом кодексе, федеральный законодатель предусмотрел пени как один из способов обес­печения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов.

Как неоднократно указывал Конституционный суд, пеня призвана не только обеспечить исполнение обязанностей налогоплательщиком, но и компенсировать ущерб, понесенный государством в связи с недополучением казной налоговых платежей со стороны налогоплательщика. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж — пеню, как компенсацию потерь казны в результате недополучения налоговых сумм в срок (Определение от 28.05.2020 № 1115-О, постановление от 17.12.96 № 20-П).

В силу ст. 75 НК РФ уплата пеней связывается с днем возникновения недоимки по налогу и начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения соответствующей обязанности налогоплательщиком по день ее исполнения.

Таким образом, в системе действующего налогового законодательства обязанность по своевременной уплате налога в установленном законом размере, как и ответственность за ее неисполнение, возложена именно на налогоплательщика, который в том числе обязан в полной мере компенсировать нанесенный им ущерб несвоевременной уплатой налогов путем уплаты пени за каждый день просрочки. С учетом этого оспариваемое компанией законодательное регулирование не может рассматриваться как нарушающее ее конституционные права в указанном в жалобе аспекте.

Как складывается судебная практика

Суды в большинстве своем в подобных ситуациях встают на сторону налоговиков. Так, Верховный суд РФ в Определении от 27.04.2017 № 304-КГ17-3988 указал, что несвоевременное вынесение решения налоговым органом, повлекшее увеличение размера начисленных налогоплательщику пеней, не является существенным нарушением процедуры, так как начисление пеней непосредственно связано с несвоевременной уплатой налогов в бюджет. До фактической уплаты налога налогоплательщик неправомерно пользуется денежными средствами, причиняя тем самым потери бюджету, при этом извлекая для себя незаконные преимущества путем неосновательного сбережения имущества. А это влечет, соответственно, его обязанность компенсировать потери бюджету в полном объеме.

В постановлении от 13.01.2022 № Ф05-31754/2021 по делу № А40-349/2020 АС Московского округа отверг довод компании о том, что затягивание проверки, а также нарушение сроков вручения акта проверки и решения по ней увеличивает сумму пеней. Он указал, что начисление пеней законодательство о налогах и сборах связывает не с периодом проведения налоговой проверки налоговым органом, а с нарушением срока уплаты налога со стороны налогоплательщика.

Но есть решения, где суд признавал, что затягивание налоговиками принятия решения по проверке увеличивает размер начисляемых пеней, что нарушает имущественные права налогоплательщика. Примером является постановление Девятого ААС от 18.01.2022 № 09АП-82611/2021 по делу № А40-135677/2021 (подробнее см. «ЭЖ-Бухгалтер» № 05, 2022).