Вызвано это тем, что опасения по поводу разрастания конфликта на Ближнем Востоке утихли, а макроэкономические настроения смягчились. Также эксперты Международного энергетического агентства (МЭА) в майском отчете о мировом рынке нефти понизили прогноз суточного спроса на нее в 2024 г. по сравнению с апрельскими ожиданиями, оставив прогноз на 2025 г. сравнительно неизменным.
Аналитики МЭА констатируют, что цены на нефть эталонных марок резко снизились в течение апреля и начала мая, поскольку опасения по поводу состояния мировой экономики и спроса на нефть вызвали распродажи. Сообщения о прогрессе в достижении перемирия в Газе также оказали давление на цены на нефть, хотя геополитическая напряженность остается высокой. Фьючерсы на нефть марки Brent на момент написания экспертами МЭА отчета торговались по цене около 83 долл. за баррель, что почти на 8 долл. меньше, чем месяцем ранее, несмотря на признаки напряженности на рынке сырой нефти.
Весенняя распродажа была наиболее заметной на рынках дистиллятов среднего ценового диапазона, поскольку цены на дизельное топливо и авиатопливо упали, в то время как контракт NYMEX ULSD на первый месяц был переведен в контанго (когда цена фьючерса выше цены базового актива) после нескольких лет спада. При этом рентабельность мировых нефтеперерабатывающих заводов упала почти до двухлетнего минимума, что подстегнуло разговоры о сокращении объемов производства, которые могут подорвать сезонный рост производительности. Падение рентабельности европейских НПЗ в апреле превысило показатели, наблюдавшиеся на побережье Мексиканского залива США и в Сингапуре. Это указывает авторам отчета на сильную зависимость европейских стран от производства дизельного топлива и слабый региональный спрос, снижающий премию, необходимую для привлечения импорта дальнемагистральных товаров к востоку от Суэца.
В МЭА прогнозируют ускорение годового роста активности нефтеперерабатывающих заводов с чуть выше нуля в I квартале 2024 г. до 500 тыс. баррелей в сутки во II квартале и до 1,8 млн баррелей в сутки во 2-м полугодии.
Также эксперты агентства отмечают, что низкая промышленная активность и очередная мягкая зима в этом году подорвали потребление газойля, особенно в Европе, где снижение доли дизельных автомобилей в автопарке уже привело к уменьшению потребления. После годового сокращения на 210 тыс. баррелей в сутки в 2023 г. спрос на газойль в Европе в I квартале текущего года снизился еще на 140 тыс. баррелей в сутки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В сочетании со слабыми поставками дизельного топлива в Соединенных Штатах в начале года этого было достаточно, чтобы спрос на нефть в ОЭСР в I квартале снова начал сокращаться.
Аналитики МЭА ожидают, что мировой спрос на нефть вырастет на 1,1 млн баррелей в сутки в 2024 г., что на 140 тыс. баррелей меньше, чем прогнозировалось в отчете за прошлый месяц. Их глобальный прогноз на 2025 г. в основном не изменился, темпы роста сейчас незначительно превышают 2024 г. и составляют 1,2 млн баррелей в сутки.
Состояние мирового спроса на нефть, как предполагают аналитики агентства, станет ключевой темой для обсуждения, когда министры стран ОПЕК+ встретятся в Вене 1 июня, чтобы наметить политику добычи на оставшуюся часть года. Несмотря на недавнюю слабость, текущие балансы МЭА показывают, что спрос на сырую нефть ОПЕК+ во второй половине этого года составит около 42 млн баррелей в сутки, что примерно на 700 тыс. баррелей выше апрельской добычи.
В следующем году рынок в целом видится авторам отчета более сбалансированным. Они считают, что даже если добровольные сокращения добычи ОПЕК+ сохранятся, мировые поставки нефти могут вырасти на 1,8 млн баррелей в сутки по сравнению с более скромным годовым приростом в 580 тыс. баррелей в сутки в этом году. Прогнозируется, что добыча в странах, не входящих в ОПЕК+, увеличится на 1,4 млн баррелей в сутки в оба года, в то время как добыча ОПЕК+ снизится с 840 тыс. баррелей в сутки в этом году до роста на 330 тыс. баррелей в сутки в 2025 г. Соединенные Штаты, Гайана, Канада и Бразилия продолжают демонстрировать рост, даже несмотря на замедление темпов расширения поставок в США.
Мировые запасы нефти в марте выросли на 34,6 млн баррелей, поскольку соотношение нефти на суше и в море увеличилось до нового постпандемического максимума. Запасы на суше упали на 5,1 млн баррелей до самого низкого уровня как минимум с 2016 г., поскольку общие запасы в странах ОЭСР сократились на 8,8 млн баррелей до 20-летнего минимума, в то время как запасы в странах, не входящих в ОЭСР, выросли впервые с ноября. Согласно предварительным данным МЭА, мировые запасы нефти в апреле продолжили рост.
Эксперты агентства полагают, что на июньском заседании также могут быть внимательно рассмотрены мировые запасы нефти в качестве показателя тонкого баланса мирового спроса и предложения на нефть. Возврат к историческим средним уровням запасов будет иметь ключевое значение для предотвращения возобновления волатильности рынка, заключают авторы отчета МЭА.