Государству необходимо вернуться к прямому инвестированию в реальный сектор

| статьи | печать

Это первое из необходимых условий финансовой системы на среднесрочную перспективу в условиях макроструктурной трансформации, считают авторы «финансового» раздела в докладе Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН «Россия 2035: к новому качеству национальной экономики». Конечно, они обосновывают такую необходимость.

Ученые ИНП РАН сначала поясняют, что под инвестиционной деятельностью в данном случае понимаются капитальные вложения в реальный сектор экономики. А ключевой задачей становится настройка финансовой системы на обеспечение таких вложений.

Стартовые условия

Стартовые условия для решения этой задачи, по оценке экспертов ИНП, весьма неблагоприятны.

Во-первых, считают они, бизнес уже сделал все, что был способен сделать собственными силами, для адаптации к санкциям. В первую очередь это относится к импорту. Таким образом, «выработан» единственный некапиталоемкий ресурс приспособления к работе в условиях санкционного режима.

Во-вторых, указывают авторы доклада, существенно подорвана мотивация бизнеса к инвестированию. Инвестирование заработанного дохода — это вложения в будущее.

«Если будущее оценивается не просто как неопределенное, а как однозначно проблемное, инвестиционная активность сведется в лучшем случае к поддержанию достигнутых объемов производства (простое воспроизводство). Для решения задач, имеющих основания называться макроструктурной трансформацией, этого уровня инвестиционной активности, очевидно, недостаточно», — убеждены ученые ИНП.

В-третьих, будет заметно суже­на (в реальном выражении) доходная база инвестиционной деятельности. Речь идет об утрате части рентных доходов и части прибыли основных отраслей — экспортеров.

В-четвертых, на протяжении последних тридцати лет государство постепенно утрачивало средства и инструменты проведения структурно-инвестиционной политики.

«Отход государства от решения структурных задач и отказ от роли стратегического (формирующего структуру) инвестора не был стратегической ошибкой. Финансовыми, технологическими, организационно-административными ресурсами, достаточными для удовлетворительного решения задач структурной коррекции, государство все равно не располагало», — констатируют аналитики ИНП.

В дальнейшем, отмечают они, инструменты осуществления структурной политики начали формироваться, но выделяемые на их деятельность средства были недостаточными для решения всего комплекса структурных проблем.

Бремя ложится на бизнес

Структурная трансформация российской экономики потребует инвестиций, и немалых. Причем ученые считают, что это не могут быть только инвестиции «в проекты» (приоритетные и масштабные программы импортозамещения и т.п.). Ключевую роль будет играть формирование (модификация) внутрироссийских производственно-технологических цепочек. Бремя решения этой задачи, убеждены авторы доклада, неизбежно ложится на бизнес — государство в этом направлении может сделать очень немногое.

В этой связи особого внимания заслуживает вопрос о возможности финансирования инвестиций в реальный сектор через государственные инвестиционные фонды и иные «институты развития».

Действующие в настоящее время фонды способны выполнять две основные функции:

  • трансляция государственных приоритетов частным инвесторам;

  • обеспечение необходимого объема инвестиций, требуемого конкретными инвестиционными проектами, создание эффекта концентрации.

При этом принципиально важным является вопрос наличия частных инвестиций, без которых поддержка проектов государственными фондами не имеет смысла, указывают аналитики ИНП.

Чем наполнять инвестфонды

Отдельно они считают необходимым рассмотреть вопрос о наполнении государственных инвестиционных фондов денежными средствами. В государственные фонды средства могут поступать:

  • из бюджета;

  • за счет заимствований;

  • за счет добровольных взносов предприятий, организаций и граждан.

Ученые справедливо полагают, что в сложившихся условиях основные расходы бюджета на структурную трансформацию экономики будут формироваться за счет внутренних заимствований — внешние источники либо закрыты, либо ограничены. При этом аналитики ИНП призывают иметь в виду, что бюджет имеет весьма ограниченные возможности по финансированию реального сектора экономики.

«Остаются внутренние источники. Такие заимствования (в любом виде и в любой форме) дают положительный эффект, если эти заимствования сопровождаются позитивными ожиданиями кредиторов. Пока ожидания в отношении будущего российской экономики не до конца определены, рост объемов заимствований может сопровождаться достаточно высокой премией за риск», — отмечают авторы доклада.

По их мнению, одним из немногих реалистичных вариантов реализации программ макроструктурной трансформации в этих условиях является расширенное финансирование.

Под термином «расширенное финансирование» в данном случае ученые понимают финансирование экономики, выходящее за пределы создаваемого ею в текущем периоде дохода.

Образ финансовой системы

Ученые ИНП предлагают ответы на вопросы, каким образом должна выглядеть финансовая система в среднесрочной перспективе, какие задачи она должна решать и каким требованиям удовлетворять.

«Первое. Масштабы задачи структурной трансформации и сроки, в пределах которых ее желательно осуществить, делают не только целесообразным, но и необходимым возвращение государству функций прямого инвестирования в реальный сектор экономики. Реалистичной альтернативы этому шагу нет», — убеждены авторы доклада.

Они считают, что в условиях инвестиционной апатии бизнеса государственные инвестиции могут и должны стать структурообразующей основой макроэкономической трансформации. Они не должны полностью замещать или, тем более, вытеснять частные капиталовложения, а должны стать средством реализации стратегических структурных (и технологических) приоритетов.

Второе. Собственно финансовая система, по мнению аналитиков ИНП, должна быть способна решать две основные задачи:

  • размещать инструменты заимствования;

  • минимизировать последствия инфляционного давления на экономику, вызванного широкомасштабным заемным финансированием.

В случае принятия решения о повышении роли государства как прямого инвестора необходимо решить вопрос о том, как «настроить» финансовую систему на обеспечение работы в условиях расширенного финансирования.

При реализации политики структурной трансформации необходимо широкое использование механизмов перетока капитала от ресурсоизбыточных к ресурсодефицитным секторам экономики.

«Необходимо разработать инструменты для такого перелива. На практике речь может идти о формировании вертикально-интегрированных структур (когда, например, нефтяные компании финансируют развитие машиностроительных производств)», — предлагают эксперты ИНП.

Они полагают, что в такой ситуации в качестве инвесторов могут выступить инвестфонды, а не банки (или инвестфонды и уполномоченные банки).

В целом структурная трансформация может опираться на следующие источники инвестиций:

  • бюджеты разных уровней;

  • инвестиции крупных компаний. С одной стороны, могут использоваться налоговые и другие льготы для инвесторов и т.д., с другой — возможно применение дополнительных налогов на доходы, «принесенные ветром» (сверхдоходы); развитие института внутренних офшоров; механизмы государственно-частного партнерства;

  • выпуск государственных облигаций с возможностью их приобретения как предприя­тиями, так и физическими лицами;

  • фонд прямых инвестиций, другие фонды;

  • стимулирование приобретения акций отечественных предприятий физическими лицами;

  • льготные кредиты.

«В то же время источники, создающие крупные потоки перераспределения первичных доходов в современной экономике, — это обрабатывающая промышленность и сектор услуг. Их рост зависит от расширения спроса, которое связано с увеличением доходов населения», — заключают ученые ИНП РАН.