Налоговая система должна быть стабильной и предсказуемой, а также обеспечивать поступление ресурсов для решения государственных задач

| статьи | печать

В Госдуме под председательством Вячеслава Володина прошли парламентские слушания по вопросам совершенствования налогового законодательства. Их организатором выступил профильный Комитет по бюджету и налогам. Председатель Комитета ГД по бюджету и налогам Андрей Макаров отметил, что налоговая система должна быть справедливой, сбалансированной, то есть обеспечивать возможность выполнения государственных и социальных задач, национальных целей. Он подчеркнул, что в значительной степени подходы Правительства РФ, бизнеса, регионов, муниципалитетов по направлениям совершенствования налоговой системы совпадают.

В этом мероприятии приняли участие более 700 человек: руководители фракций, председатели комитетов, глава и представители Минфина России, региональные представители (очно и в режиме ВКС), члены общественных и деловых объединений, экспертного и научного сообществ.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин в ходе парламентских слушаний предложил вывести из-под прогрессивной шкалы налогообложения доходы участников специальной военной операции. Также в ходе слушаний был поднят вопрос о необходимости сохранения действующих налоговых льгот для самозанятых.

Министр финансов подчеркнул, что правительство ответственно подходило к подготовке всех изменений. Коррективы связаны с задачами более справедливого распределения налогов, которое подразумевает снижение нагрузки для категории людей (например, семьи с детьми), которым нужна государственная поддержка. Такое снижение Минфин предлагает обеспечивать путем предоставления налоговых вычетов, а также более широкого круга преференций для бизнеса. Эти меры помогут стимулировать инвестиции в новые производства, в разработки, НИОКР.

Глава финансового ведомства подчеркнул, что перераспределение налогов должно происходить таким образом, чтобы налоги тех, у кого более высокие личные и корпоративные доходы, можно было перераспределять в пользу лиц, которые больше нуждаются. А также использовать ресурсы для обеспечения стимулирования экономического роста.

Основные параметры рассматриваемой налоговой системы необходимо зафиксировать до 2030 г. Об этом говорил Президент РФ, а также участники на съезде РСПП, на экспертном совете комитета по бюджету и налогам.

Предложения по корректировке налоговой системы от Минфина

Для населения. В Минфин поступают запросы депутатского корпуса об усилении прогрессии в шкале НДФЛ. Такие предложения были рассмотрены и на экспертном совете Комитета по бюджету и налогам, и в ходе обсуждений законов о бюджете, налоговых предложений.

Министр финансов в своем докладе отметил, что мировая практика свидетельствует об использовании прогрессии в налогообложении доходов граждан. Это не новация, принцип применяется и в странах ближнего зарубежья, где верхняя часть шкалы доходит до 25%. В странах дальнего зарубежья верхняя шкала налогообложения поднимается до 45—55%. Правительство намерено предлагать разумную прогрессию, чтобы система была конкурентоспособной. Подавляющего большинства граждан изменение налоговых ставок не должно коснуться. При этом в выигрыше должны оказаться семьи с двумя и более детьми, имеющие невысокие доходы. Для них рассматривается вычет по НДФЛ, часть уплаченных налогов можно будет вернуть по итогам календарного года. Возврат будет оформлен с использованием механизмов оказания социальной поддержки и средств федерального бюджета. Такой «кешбэк» ведет к стимулированию легального заработка.

Минфин предлагает сохранить уровень налогообложения НДФЛ доходов в виде процентов по депозитам. Это направлено на стимулирование граждан к формированию сбережений. Мера тоже несет социальный аспект, чтобы не затронуть большую часть граждан, хранящих свои сбережения в банках.

Малый бизнес. Антон Силуанов подчеркнул необходимость создания стимула для малого бизнеса расти и становиться средним и более крупным. Если посмотреть на существующие спецрежимы для МСП в разных странах (финансовое ведомство проанализировало информацию, которая существует в других экономиках), то можно увидеть, что пороги оборота для освобождения от НДС малых предприятий значительно ниже наших. Необходимо проанализировать действующий спецрежим для малого бизнеса и донастроить его таким образом, чтобы, с одной стороны, изменения не коснулись 95% таких предпринимателей, а с другой — чтобы компании, созданные для оптимизации налогообложения путем дробления крупного бизнеса, платили справедливые налоги.

Для этого предлагается расширить границы, при которых бизнес будет иметь право применять УСН при одновременном сближении условий налогообложения с обычной системой налогообложения. Цель этого предложения — выравнивание условий конкуренции между разными экономическими субъектами, снижение интереса выстраивать схемы ухода от налогообложения, применяя дробление бизнеса. Одновременно в Правительстве РФ готовы предусмотреть амнистию для тех налогоплательщиков, кто готов работать «в белую» и отказаться от схем дробления бизнеса. Налоговые изменения должны обеспечить предсказуемые условия для работы предпринимателей, для реализации ими долгосрочных инвестиционных проектов. Все действующие преференциальные режимы сохранятся. Это и соглашение о защите поощрений капитальных вложений, и специнвестконтракты, и особые экономические зоны, и территории опережающего развития. Все те режимы, где приняты стабилизационные оговорки, продолжат свое действие и не поменяются.

На Парламентских слушаниях министр финансов предложил расширить налоговый механизм поддержки инвестиций, в первую очередь в высокотехнологичные проекты.

Речь идет об инвестиционном налоговом вычете, в том числе и на федеральном уровне, а также о расширении механизма амортизационных отчислений в сфере высокотехнологичного оборудования, расходах на НИОКР как источников инвестиций.

Сегодня в России действует повышающий коэффициент на проведение НИОКР для компаний при подсчете расходов, что позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль. В соответствии с поручением президента было предложено этот коэффициент повысить с полутора до двух. То есть налог на прибыль будет уплачиваться с меньшего размера налогооблагаемой прибыли. Поддержка должна оказываться в первую очередь тем, кто не прячет прибыль в офшорах, а направляет ее на расширение производства, инновации, вкладывает в социальную инфраструктуру.

Финансовое ведомство поддерживает предложение депутатов и бизнеса, озвученное в рамках проведенных консультаций, не повышать ставки НДС, поскольку в нынешних условиях это может повлиять на увеличение инфляции.

Какие предложения еще рассматривают в Правительстве РФ? Это предложение по пресечению схем дробления бизнеса (ранее было указано), занижения таможенной стоимости при транзитных операциях через страны ЕАЭС и неуплаты НДС по таким товарам организациями на упрощенке, уклонения от уплаты акцизов по некоторым товарам и целый ряд других предложений. Налоговые и таможенные администраторы знают все эти схемы, и те налоговые новации, которые мы готовим, должны их закрыть.

Регионы. На слушаниях отмечено, что предложения в части совершенствования налоговой системы необходимо скоординировать с субъектами РФ (регионами). Поступают предложения о том, чтобы наделить регионы большими полномочиями по налогам и расширить их налогооблагаемую базу. Считаем, что следует дать субъектам и муниципалитетам больше полномочий по налогообложению дорогостоящих объектов, земельных участков, операций с имуществом. На экспертном совете прозвучали предложения от глав регионов и муниципалитетов преобразовать курортный сбор в туристический налог. Рассмотрим эту инициативу.

В результате донастройки налоговой системы регионы увеличат свою налогооблагаемую базу и получат дополнительные финансовые ресурсы на реализацию национальных проектов.

Одновременно с налоговыми вопросами президент принял решение о списании 2/3 долгов по бюджетным кредитам субъектов РФ перед федеральным бюджетом. В общей сложности это около триллиона рублей за пять лет. Эти деньги пойдут на развитие инфраструктуры, на инвестиции и, в конечном счете, — на благо людей и бизнеса, которые живут или работают в соответствующих субъектах РФ.

В результате выстраивания справедливой налоговой системы произойдет также и справедливое перераспределение средств между регионами. Дополнительные собираемые налоги будут направлены в том числе на выравнивание социально-экономического положения субъектов через предоставление трансфертов регионам из федерального бюджета.

Перераспределение доходов на приоритетные задачи, выстраивание справедливой налоговой системы позволят увеличить доходы бюджета. Для достижения результатов от этого перераспределения важно, чтобы эти деньги работали на конкретные улучшения для людей, бизнеса, чтобы мы могли их видеть и проконтролировать.

Предложения от РСПП

На Парламентских слушаниях выступил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин. Он отметил, что РСПП поддерживает намерение Правительства РФ перейти от курсовых экспортных пошлин к регулированию через стандартные фискальные решения.

«Очень важно, на мой взгляд, уйти от специфических разовых и временных мер. Понятно, что принимались они в кризисные годы, надо было учитывать ковидные и санкционные режимы. Но тем не менее, думаю, что сейчас у нас больше шансов использовать стандартные и более стабильные конструкции. В частности, мы поддерживаем намерение правительства уйти, например, от курсовых экспортных пошлин и переместиться на регулирование этих вопросов через НДПИ, в том числе НДПИ, привязанные к доходности компаний», — сказал Александр Шохин.

Он подчеркнул, что достигнута принципиальная договоренность по ключевым элементам донастройки параметров налоговой системы на период до 2030 г., учитывающая предложения РСПП, в том числе в части обеспечения предсказуемости и стабильности принятых решений на долгосрочную перспективу.

«Фактически осталось зафиксировать договоренности в Налоговом кодексе и завершить в весеннюю сессию дискуссию на парламентской площадке по ставкам. Такой формат подчеркивает растущую роль парламента при формировании изменений в фискальной сфере и создает эффективную площадку для обсуждения налоговых новаций», — сказал Александр Шохин.

Не менее важно обеспечить справедливость системы налогообложения, в том числе при обсуждении параметров повышения НДФЛ. Необходимо обеспечить понятное для налогоплательщиков расходование средств, и наиболее эффективным и тиражируемым примером является Фонд «Круг добра».

Президент РСПП также обратил внимание на необходимость обеспечить защиту прав собственности, в том числе по итогам прошедшей в 1990-е гг. приватизации, как одного из условий роста инвестиций.

«Если мы хотим, чтобы бизнес инвестировал активно в России, надо, чтобы права собственности были защищены. Пока еще есть здесь, как говорится, резервы, и хотел бы, чтобы депутаты поработали над этим вопросом. Предложения у бизнеса есть — как добросовестным приобретателям компаний, в том числе в ходе приватизации девяностых годов и так далее, обеспечить эту самую защищенность», — отметил Александр Шохин.

Предложения от «Опоры РОССИИ» и ТПП РФ

Также президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин представил позицию малого бизнеса по донастройке налоговой системы. В концепцию, которую презентовал Антон Силуанов, частично уже вошли предложения депутатов и бизнеса, а также «ОПОРЫ РОССИИ», озвученные на заседании экспертного совета Комитета Госдумы по бюджету и налогам. Например, учли пожелания бизнеса о необходимом горизонте планирования: параметры налоговой системы планируют зафиксировать до 2030 г. Не будут повышать и ставки НДС, рост которых может привести к разгону инфляции.

При этом у малого бизнеса еще есть ряд пожеланий, которые помогут усовершенствовать систему, сделать ее прозрачной и эффективной.

Президент «ОПОРЫ РОССИИ» Александр Калинин обратил внимание, что важно рассмотреть налоговые поправки на весенней сессии. Тогда предприниматели будут понимать, какая налоговая нагрузка их ожидает, смогут начать планировать бизнес-план на следующий год, рассчитывать инвестиции.

«Все параметры должны быть, конечно, урегулированы именно федеральными законами, без отсылочных норм. Ведь по Конституции РФ именно Госдума — единственная власть, которая устанавливает налоги в нашей стране», — отметил Александр Калинин.

«ОПОРА РОССИИ» поддерживает внедрение прогрессивной шкалы НДФЛ. При этом Александр Калинин подчеркнул, что здесь нужно учесть и негативный опыт других стран, не перегнув при этом палку с прогрессией. Он отметил, что у ФНС накоплены большие базы данных, которые позволят плавно и ступенчато подойти к этому вопросу.

Александр Калинин обратил внимание, что нужно оставлять больше средств от налоговых поступлений в регионах и муниципалитетах. Тогда они будут заинтересованы в развитии и поддержке малого бизнеса, который в основном и работает в муниципалитетах.

Предприниматели переживают, что предстоящие изменения в налоговом законодательстве скажутся на действующих преференциальных режимах. Также членом комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по развитию института самозанятых отмечено, что все больше граждан видят плюсы в самозанятости и выбирают этот режим, при этом необходимо сохранение ставок для плательщиков НПД до 2028 г.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин в своем выступлении отметил, что изменение налоговой системы должно положительно отразиться на малообеспеченных и многодетных семьях, участниках СВО и других категориях граждан. От налоговых изменений, в первую очередь, должен выиграть бизнес, тот который работает честно.

«Надо, чтобы изменения стимулировали тех, кто сегодня честно работает у себя в регионе, кто вкладывается в новые технологии, роботизацию, цифровизацию, вкладывается в увеличение зарплат своих сотрудников и в НИОКР. Тогда мы увидим соответствующую отдачу от бизнеса», — сказал Сергей Катырин.

Он также указал на существенную разницу в финансовой обеспеченности разных регионов и муниципалитетов и необходимость создания условий для сохранения интереса в повышении условий ведения бизнеса со стороны глав субъектов РФ и глав муниципалитетов.

Президент ТПП РФ также отметил, что необходимо сдержать обещание не повышать налоговые ставки для самозанятых.

Необходимо установление плавного бесшовного перехода с возможностью вернуться на более низкие ставки. «Надо дать возможность не только двигаться вверх, но и, если что-то не складывается, дать возможность обратно вернуться в малый бизнес», — сказал глава ТПП.

По вопросу НДФЛ Сергей Катырин поддержал возможность установления повышенной ставки для лиц, которые зарабатывают большие суммы, отметив, что для более эффективной работы прогрессивной шкалы требуется не простое повышение налогов, а установление плавной шкалы. «Здесь тоже надо сделать плавное движение вверх. Дифференциация даст возможность более справедливо подходить к налогообложению», — подчеркнул президент ТПП РФ.

Президент ТПП РФ также внес предложения по проведению амнистии по дроблению бизнеса. При этом он отметил, что под критерии дробления попадают не только те, которые уклоняются от уплаты налогов, но и компании, которые подпадают под «дробление» по формальным признакам, например, семейный бизнес. По его словам, растет семья, растут направления деятельности, отделяются, к ним часто приходит налоговая. И говорит — это дробление. В связи с этим глава ТПП РФ предложил сформулировать более справедливые признаки определения дробления и подходы в процессе доказывания схем дробления.

Кроме того, президент ТПП РФ отметил, что нужно поставить препоны для тех компаний, которые прибыль создают в России, а затем уводят ее в зарубежные офшоры.

Также Сергей Катырин подчеркнул важность усилий в стимулировании бизнеса вкладываться в научные разработки, отметив значительный перевес участия государства в данном направлении. «Основным источником финансов для НИОКР является по-прежнему государство. Для того чтобы вкладывались в НИОКР, должны быть соответствующие стимулирующие изменения налогообложения. Тогда мы сможем рассчитывать, что науку и НИОКР будут двигать не только государство, но и бизнес, и не только самый крупный», — сказал глава Палаты.

Помимо этого, как сказал Сергей Катырин, бизнес должен продолжать участвовать в обсуждении грядущих изменений. «Нам бы очень хотелось, чтобы на предметных обсуждениях в комитетах принимали участие предприниматели, не только объединения предпринимателей, но и сами бизнесмены, которые могли бы высказываться по тем или иным вопросам, которые будут обсуждаться», — сообщил он.

Рекомендации по итогу парламентских слушаний

Рекомендации подготовлены по результатам Парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства РФ.

  • НДС. Основные резервы дополнительных доходов предлагается изыскивать преимущественно путем корректировки ставок прямых, а не косвенных налогов. Повышение ставок налога на добавленную стоимость (далее — НДС) представляется нецелесообразным, так как он в большей степени перекладывается на потребителя, поэтому его повышение негативно скажется на уровне инфляции и, прежде всего, на наименее обеспеченных категориях граждан. В связи с этим позиция, высказанная министром финансов РФ, не повышать ставки НДС, поддерживается.

  • НДФЛ. В отношении этого налога были высказаны самые разные, в том числе крайние, позиции. Вместе с тем при подготовке предложений об изменении текущей прогрессивной шкалы НДФЛ особенно важно соблюсти разумную прогрессию, в том числе сохранив конкурентоспособность по сравнению с другими странами, что позволит избежать перетока кадров в соседние страны.

При решении задачи более справедливого распределения налогового бремени в сторону тех, у кого более высокие личные доходы, представляется целесообразным не повышать ставки действующей двухступенчатой шкалы, а ввести многоступенчатую шкалу налогообложения так, чтобы было обеспечено плавное повышение налоговой нагрузки в зависимости от получаемых доходов, что сгладит переход из одной категории в другую.

Важно, чтобы повышение налоговой нагрузки не касалось подавляющего большинства граждан. После анализа всех предложенных вариантов рекомендуется нижний порог шкалы установить исходя из дохода не менее чем двукратный размер среднемесячной номинальной заработной платы по РФ. При этом необходимо также учитывать, что порог для применения налога на профессиональный доход составляет 2,4 млн руб. в год или 200 тыс. руб. в месяц. Необходимо также обеспечить увеличение стандартных налоговых вычетов до 2800 руб. для семей с двумя детьми и до 6000 руб. для семей с тремя и более детьми, обеспечить их предоставление в беззаявительном порядке и увеличить сумму предельного дохода налогоплательщика в целях применения указанного налогового вычета до 450 тыс. руб. в год. Следует поддержать и предложение, высказанное Минфином о введении нового налогового вычета для многодетных семей за счет средств федерального бюджета по итогам налогового периода, разработать новые виды вычетов для граждан, регулярно проходящих диспансеризацию и успешно сдающих нормативы испытания (тесты) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».

Кроме того, для повышения заинтересованности граждан в формировании сбережений поддерживается предложение о сохранении уровня налоговых изъятий по доходам в виде процентов по депозитам.

На Парламентских слушаниях единодушно поддержали и предложение Председателя Госдумы В.В. Володина о необходимости обеспечить нераспространение повышения налоговой нагрузки на участников специальной военной операции.

  • Самозанятые. Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“» гражданам (а сейчас их уже около 10 млн человек) была гарантирована неизменность основных его условий на всем протяжении его применения (проведение эксперимента предусмотрено до 2028 г.), изменения параметров налоговой системы не должны коснуться указанного налогового режима.

  • УСН. При рассмотрении вопроса о совершенствовании этого спецрежима, необходимо руководствоваться идеей создания условий, при которых субъектам малого и среднего бизнеса будет невыгодно применять различные схемы неправомерной минимизации налогов ради создания видимости соответствия критериям, при которых они могут применять УСН.

Анализ практики применения существующих спецрежимов в разных странах показывает, что предельный размер дохода для их применения (таких как УСН) значительно ниже установленного у нас.

Доля налогоплательщиков в РФ, применяющих УСН, с доходами свыше 60 млн руб. составила 3,2% от общего количества налогоплательщиков, применяющих УСН, при совершенствовании этого спецрежима необходимо исходить из того, что изменения не должны коснуться налогоплательщиков с доходами до 60 млн руб., то есть абсолютного большинства налогоплательщиков. Эти данные предоставила ФНС России. Для налогоплательщиков с доходами, превышающими 60 млн руб., необходимо предусмотреть механизмы смягчения последствий резкого перехода с УСН на общую систему налогообложения («плавный переход»).

Действующую «упрощенку» нужно изменить так, чтобы с одной стороны, изменения не коснулись 96,8% предпринимателей, а с другой стороны, чтобы компании, использующие «дробление» бизнеса, платили справедливые налоги. Нужно расширить границы, при которых бизнес будет иметь право применять УСН при одновременном введении обязанностей уплачивать НДС при превышении порога по доходам.

  • Амнистия. Разработка переходной системы налогообложения должна осуществляться одновременно с проведением амнистии организаций и ИП, применяющие незаконную налоговую оптимизацию, искусственно занижая свои доходы, позволявшие применять УСН. Амнистия должна применяться в автоматическом порядке, без каких-либо условий по уплате дополнительных платежей в бюджетную систему, в том числе по неуплаченным платежам за предыдущие налоговые периоды, и не приводить к увеличению административной нагрузки. Введение «плавного перехода» от УСН к общей системе налогообложения и введение амнистии плательщиков, злоупотреблявших преференциями специальных налоговых режимов, должны рассматриваться в одном законопроекте. Нужно закрыть налоговые «лазейки», которые создают конкурентные преимущества для недобросовестного бизнеса. При этом предлагается принять меры по повышению платежной дисциплины и активизировать механизмы борьбы со схемами дробления бизнеса. В этой связи нужно расширить комплекс мер по пресечению возможностей ухода от уплаты налогов.

  • Инвестиционный налоговый вычет. Существующий инструмент инвестиционного налогового вычета требует совершенствования для его полноценного использования. Соответствующие законы приняты во многих субъектах РФ, но механизм не работает, поскольку применение инвестиционного налогового вычета приводит к кассовым разрывам в региональных бюджетах, и тем самым делает этот инструмент стимулирования инвестиционной активности крайне неудобным для региональных бюджетов. Одновременно следует рассмотреть вопрос о распространении инвестиционного вычета на подлежащую зачислению в федеральный бюджет часть налога на прибыль организаций, а также о применении повышающих коэффициентов к базе для расчета амортизации и повышении коэффициента по расходам на НИОКР в высокотехнологичных отраслях.

  • Для регионов. Туристический налог должен полностью зачисляться в бюджет муниципалитета и не должен иметь целевого характера расходования указанных средств.

В качестве резерва по повышению доходов бюджетов исходя из принципа справедливости можно рассматривать повышение налоговой нагрузки на дорогостоящее имущество и земельные участки. В связи с тем, что налог на имущество организаций — региональный налог, а налог на имущество физических лиц и земельный налог — местные налоги, право на повышение налоговой нагрузки должно быть передано на региональный и местный уровень соответственно.