Важное изменение в процедуре самообследования. Роструд обновил чек-листы для проверки работодателей по охране труда

| статьи | печать

С 1 января 2025 г. планируется внедрить и законодательно закрепить риск-ориентированный подход к проведению проверок бизнеса. Там, где отсутствуют риски, следует применять профилактические меры, чтобы минимизировать количество проверок. Эксперт изучила изменения в самообследовании по охране труда — не так давно Роструд вновь обновил чек-листы для этой процедуры.

Риск-ориентированная модель охраны труда представляет собой важный драйвер развития системы управления охраной труда. Эта модель фокусируется на идентификации, оценке и управлении рисками, что позволяет организациям не только минимизировать количество проверок, но и значительно повысить уровень безопасности на рабочих местах.

Что такое самообследование?

Государственная инспекция труда (ГИТ) использует различные методы контроля за соблюдением обязательных требований в части обучения работников по охране труда. Это включает как профилактическую работу, так и контрольные мероприятия. Существует семь видов профилактических мероприятий: информирование; обобщение правоприменительной практики; меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование; профилактический визит.

Самообследование по охране труда — это процесс, в ходе которого организация самостоятельно проверяет, насколько ее условия и организация труда соответствуют требованиям трудового законодательства и нормативным актам по охране труда. Основными целями самообследования являются выявление недостатков, оценка эффективности текущих мер и разработка планов по улучшению условий труда.

Как проводить самообследование?

Метод 1. Самопроверка с помощью сервиса «Электронный инспектор труда»

Проверить себя и избежать неприятных сюрпризов при реальной проверке поможет онлайн-инструмент Роструда. Для этого можно воспользоваться онлайн-сервисом «Электронный инспектор» на сайте Онлайнинспекция.рф или на сайте Роструда.

Перейдите в раздел «Сервисы», далее найдите раздел «Для работодателей», а затем выберите раздел «Пройти самопроверку онлайн».

Выберите интересующий вопрос из «Проверочных листов».

«Электронный инспектор» поможет вам самостоятельно провести предварительную проверку и исправить нарушения до визита реального инспектора труда. Для проведения самопроверки в настоящее время доступно 196 тематических проверочных листов, охватывающих все правоотношения, регулируемые трудовым законодательством, в том числе вопросы охраны труда. Можно выбрать предмет проверки по следующим направлениям:

  • Прием на работу (заключение трудового договора).

  • Изменение условий трудового договора.

  • Увольнение (прекращение трудовых отношений).

  • Защита персональных данных работника.

  • Рабочее время.

  • Время отдыха.

  • Оплата труда.

  • Гарантии и компенсации.

  • Ответственность работника и работодателя.

  • Аттестация работников, подготовка и дополнительное профессиональное образование.

  • Охрана труда.

  • Особенности регулирования труда отдельных категорий работников.

  • Иные вопросы.


совет работодателям

  • Отвечайте на вопросы «электронного инспектора» честно и основываясь на ваших докумен­тах.

  • По завершении получите «Акт проверки» с указанием нарушений и рекомендациями по их устранению.

  • По итогам проверки вы будете знать, что необходимо исправить.


Метод 2. Привлечение подрядной организации для аудита

Если вы хотите получить максимально объективную оценку состояния охраны труда на вашем предприятии, то можете воспользоваться услугами специализированной компании.

Специалисты компании не связаны с вашим предприятием, что гарантирует беспристрастную оценку. Они проверят не только документацию, но и рабочие места, что позволит выявить скрытые риски.

Совет работодателям. Аудит охраны труда внешней компанией может быть дороже, чем самостоятельная проверка. Тщательно выбирайте компанию, убедитесь, что у нее есть необходимая квалификация и опыт.

Метод 3. Применение проверочных листов

Статья 53 Федерального закона от 31.07.2020 № 248 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» устанавливает, что для оптимизации проверок надзорные органы составляют перечни контрольных вопросов, называемые проверочными листами. Эти листы необязательны для проверяемых организаций, но используются инспекторами ГИТ при проверках. Организации же могут применять контрольные вопросы для самопроверок.

Обновленные детали и требования чек-листов

Чек-листы по охране труда периодически обновляются, и 2024 г. не стал исключением. Приказом Роструда от 16.02.2024 № 31 внесены изменения в проверочные листы для государственного контроля за соблюдением трудового законодательства. Внесены коррективы в 19 проверочных листов, включая три по охране труда и 16 — по кадровым вопросам.

Некоторые пункты были изменены или исключены, а также добавлены дополнительные строки к контрольным вопросам по рабочему времени.

Также представлен пересмотренный перечень контрольных вопросов, которые используются для проверки соблюдения работниками требований трудовой деятельности при их призыве на военную службу в случае мобилизации или поступлении на службу по контракту. Также они применяются для работников, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы РФ.

Напомним, чек-лист под номером 79 появился в июле 2023 г. Он связан с соблюдением социально-трудовых гарантий участников СВО. Один из вопросов проверки является, пожалуй, самым важным для такой категории граждан — сохранение за ними рабочего места.

Остановимся на изменениях в проверочных листах.

Психиатрическое освидетельствование

Из проверочного листа № 18 было исключено требование проверки наличия решения комиссии о признании работника пригодным или непригодным из-за психического расстройства для выполнения определенного вида деятельности, указанного в направлении на психиатрическое освидетельствование.

Причина в том, что у работодателя может отсутствовать такое заключение, потому что оно направляется работодателю только при наличии согласия работника, согласно Порядку проведения психиатрического освидетельствования.

Специальная оценка условий труда

Поправки в чек-листе № 19 усложняют навигацию по нормативно-правовым актам, что может препятствовать эффективному пониманию их требований. Проверить, не нарушил ли работодатель правила декларирования во время проведения специальной оценки условий труда так называемых «списочников», стало сложнее. Теперь требуется более тщательный поиск конкретных «списков», что создает дополнительные сложности как для инспекторов ГИТ, так и для работодателей.

В строке 7 чек-листа № 19 оставлена только ссылка на ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Обеспечение работников СИЗ

А вот в графе 3 проверочного листа № 22 (строки 6.3 и 6.4) вместо ссылки на ч. 3 ст. 221 ТК РФ указали конкретные пункты Правил обеспечения СИЗ, что исключает необходимость поиска и применения общих норм.