В письме от 23.04.2024 № 14-6/ООГ-2476 Минтруд России разъяснил, можно ли на основании заявления работника установить ему график работы без перерыва на обед, чтобы он смог уходить с работы раньше.
Установление перерывов для отдыха и питания регулируется положениями ст. 108 ТК РФ. Согласно этой норме в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов. Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Специалисты трудового ведомства указали, что данная норма носит императивный характер, то есть обязательна для исполнения работодателем вне зависимости от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и прочего.
Из сказанного Минтрудом России следует, что если работник трудится более четырех часов в день, ему обязательно должен предоставляться обеденный перерыв не менее 30 минут. И даже если работник просит установить ему график работы без перерыва на обед, работодатель не вправе это делать. Но вот сократить обеденный перерыв по заявлению работника до 30 минут работодатель может. В своем телеграм-канале Минтруд России разъяснил, что если работнику положен обеденный перерыв продолжительностью один час, то его можно сократить до 30 минут по дополнительному соглашению к трудовому договору. Тогда работник сможет уходить с работы на полчаса раньше (сообщение от 2 февраля 2024 г.).
В то же время максимальная продолжительность обеденного перерыва составляет два часа. И даже если работнику установлен 12-часовой рабочий день, его обеденный перерыв не может превышать максимальную двухчасовую продолжительность (письмо Минтруда России от 29.02.2024 № 14-6/ООГ-1156).
Минимальную продолжительность обеда — 30 минут — нужно учитывать и при дроблении перерывов на обед. В ответе на вопрос на сайте «Онлайнинспекция.рф», поступивший 14 января 2021 г., специалисты службы по труду и занятости указали, что действующее законодательство прямо не запрещает делить перерыв для отдыха и питания на части и предоставлять их работникам по отдельности. Однако общая продолжительность указанного перерыва не может быть более двух часов. При этом большая часть разделенного перерыва не может быть менее 30 минут.
Обратите внимание, что, если работники трудятся в несколько смен, продолжительность обеденного перерыва должна быть у них одинаковой. Так, Верховный суд Республики Саха (Якутия) в Апелляционном определении от 04.06.2012 по делу № 33-1776/12 рассмотрел ситуацию, когда работники трудились в две смены — дневную и ночную при 12-часовом рабочем дне. При этом согласно правилам трудового распорядка работникам дневной смены предоставлялся один часовой перерыв на обед и два 15-минутных перерыва. А вот у работников ночной смены был только часовой перерыв на обед. Суд посчитал это дискриминацией, поскольку технологический процесс и состав дежурной смены неизменны как в дневную, так и в ночную смену, однако при ночной смене не предусмотрено два 15-минутных перерыва для отдыха, что ставит в разные условия работников дневных и ночных смен при одинаковой работе. Суд отверг ссылку работодателя на положения ст. 108 ТК РФ о том, что время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем. Он указал, что локальные акты компании содержат условия, снижающие уровень гарантий работников ночной смены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права в отношении работников дневной смены, что влечет неправомерное установление дискриминации в трудовой сфере.