Пункты выдачи заказов являются торговыми площадями

| статьи | печать

Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 14.03.2024 № Ф05-4067/2024 по делу № А40-150032/2023 пришел к выводу, что для целей исчисления налога на имущество исходя из кадастровой стоимости пункты выдачи заказов маркетплейсов рассматриваются как торговые площади.

Суть дела

Компания являлась собственником здания в г. Москве. Пунктом 2.3 ст. 4.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций» установлено, что налогоплательщики уплачивают налог в размере 25% исчисленной суммы налога в отношении зданий (строений, сооружений), если по результатам последних мероприятий по определению вида фактического использования менее 20% их общей площади используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания.

Компания решила воспользоваться данной льготой и обратилась в инспекцию по недвижимости с заявлением о проведении мероприятий по определению вида фактического использования здания.

По результатам проведенных мероприятий инспекцией по недвижимости был составлен акт, в котором указано, что 24,06% от общей площади здания используется под размещение объектов торговли. Основанием для такого вывода послужило то, что в здании арендаторами были размещены пункты выдачи заказов «Озон» и «Вайлдберриз».

Компания обратилась в суд с требованием признать действия инспекции по недвижимости незаконными.

Решение судов

Суды трех инстанций отказали компании в удовлетворении заявленных ею требований. Они указали, что «Озон» и «Вайлдберриз» являются маркетплейсами (электронная торговая площадка). Это подтверждается сведениями, содержащимися на сайтах указанных компаний, и выписками из ЕГРЮЛ, согласно которым основным видом экономической деятельности является 47.91.2 «Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет».

Указанный код экономической деятельности входит в группировку 47.9 «Торговля розничная вне магазинов, палаток, рынков, включающую в себя торговую деятельность предприятий почтовой торговли, через информационно-коммуникационную сеть Интернет, с доставкой на дом, через торговые аппараты и прочее».

Суды отклонили довод компании о том, что деятельность пунктов выдачи заказов «Озон» и «Вайлдберриз» не отвечает критериям, установленным п. 3 и 4 ст. 378.2 НК РФ и ст. 1.1 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», поскольку в помещениях «Озон» и «Вайлдберриз» отсутствуют витрины, оборудования для выкладки товаров, торгово-кассовые аппараты, большую часть помещений занимают склады, не ведутся денежные расчеты с клиентами. Несмотря на то, что оплата товара производится в электронном виде различными способами (через мобильное приложение или интернет-магазин), деятельность указанных компаний является деятельностью по продаже товаров потребителям по образцу и подпадает под определение торговой, равно как используемые под хранение товаров помещения являются складами, связанными с торговлей.

Более того, деятельность пунктов выдачи, согласно официальному сайту «Вайлдберриз», регулируется Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Указанный Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами, владельцами агрегаторов информации о товарах (услугах) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), о владельцах агрегаторов информации о товарах (услугах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

В результате суды пришли к выводу, что деятельность пунктов выдачи заказов подпадает под определение торговой деятельности, в том числе с учетом распространения действия Закона о защите прав потребителей на указанные объекты.