Феномен «газелей». В России резко выросло число быстрорастущих компаний

| статьи | печать

По данным ежегодного исследования «СПАРК-Интерфакс», по итогам 2019—2023 гг. число быстрорастущих компаний увеличилось в России в 1,7 раза. Рост числа так называемых «газелей» произошел в результате улучшения конъюнктуры и появления в экономике новых точек роста.

Результаты исследования «СПАРК-Интерфакс» по итогам 2019—2023 гг. говорят о том, что в условиях восстановительного роста экономики число быстрорастущих компаний (БРК) в России резко увеличилось. «Газели» активно развиваются в рыночных нишах, освободившихся в результате ухода крупных западных компаний и введения санкций.

В свежий список БРК вошли 1711 компаний, обладавших темпами роста выручки более 10% в год в постоянных ценах в течение четырех лет. Для сравнения: в списке 2018—2022 гг. были 1034 предприятия. Вместе с тем заметно увеличилось число компаний, обеспечивших рост доходов ежегодно минимум на 20% в год — с 336 до 598. БРК с темпами ежегодного прироста выручки в 10—15% в год тоже стало больше. Их количество выросло с 450 до 688 предприятий.

Около 29% компаний из прошлогоднего списка сумели сохранить высокие темпы роста и место в группе (34 и 37% в предыдущих периодах соответственно). По мнению авторов исследования, это говорит о том, что процесс обновления списка «газелей» в условиях «стрессового» развития стабилизируется.

Одной из главных особенностей развития БРК в новых условиях является ускоренная динамика средних финансовых показателей по сравнению с периодами до 2022 г. Среднегодовые темпы прироста чистой прибыли и выручки сохранились на высоких уровнях, хотя немного притормозили. Чистая прибыль подросла на 72% ежегодно в постоянных ценах по сравнению с 91% в прошлый период, выручка — на 43 и 45% соответственно. Однако эффективность работы «газелей» несколько снизилась. Средняя рентабельность по чистой прибыли БРК опустилась до 7,4% в 2023 г. по сравнению с 9,4% в 2022 г.

Что способствует развитию БРК? Почему снизилась их эффективность? Какие секторы экономики наиболее перспективны с точки зрения БРК?

Комментарий эксперта

Во-первых, увеличение количества «газелей» (так СПАРК называет попадающие под критерии компании) связано с уходом зарубежных производителей и освобождением значительной доли рынка. Те компании, которые ранее конкурировали с иностранными производителями за экспорт, теперь получили дополнительную долю рынка.

Во-вторых, технологический прогресс и цифровизация также играют свою роль. Внедрение передовых технологий позволяет компаниям оптимизировать процессы, сокращать издержки и повышать производительность. Развитие интернет-платформ и мобильных приложений открывают новые возможности для выхода на рынок и взаимодействия с клиентами.

В-третьих, поддержка со стороны государства, включая налоговые льготы, субсидии и программы поддержки бизнеса, стимулирует рост и развитие.

Наиболее перспективными секторами для быстрорастущих компаний являются автомобильная и машиностроительная отрасли. Автопром и торговля транспортными средствами увеличили свою долю в три раза, став безусловными лидерами.

Советы экспертов

Основная причина — тренд на импортозамещение, однако его пик пришелся на 2022—2023 гг., и процесс будет только набирать обороты. Благодаря уходу западных поставщиков для российских компаний появились бизнес-возможности и ресурсоемкий рынок, который помогает стремительно развиваться.

Наиболее перспективные для быстрорастущих компаний отрасли — IT, онлайн-бизнес и производство. Так как мы находимся внутри IT-отрасли, можем сказать, что уход западных разработчиков стал своего рода тектоническим сдвигом. За два года российские продукты получили шанс заполнить вакуум и получить клиентов, которые ранее пользовались зарубежным софтом.

Что касается падения эффективности быстрорастущих компаний в IT-отрасли, наблюдаем не снижение, а волновой эффект. Первая волна 2022—2023 гг. встряхнула рынок. Компании в сжатые сроки искали альтернативу западному софту, и российские разработчики получали много клиентов, а следовательно, и ресурсов. Сейчас наблюдаем вторую волну планового и системного перехода на отечественные продукты, которые продолжат расти и развиваться.