Кадровый резерв: почему безработные не могут трудоустроиться

| статьи | печать

Аналитическая служба аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza подсчитала, что кадровый резерв в России составляет 7,5% от нынешнего числа трудящихся, а в отдельных регионах достигает 40%. В кадровый резерв эксперты включают как официальных безработных, так и граждан, желающих найти работу, но в силу личных обстоятельств не готовых к ней приступить.

Согласно данным Fin­Expertiza, в 2023 г. в России насчитывалось свыше 5,5 млн человек, желающих работать, но по различным причинам не трудоустроенных. На одну вакансию, опубликованную службой занятости, могли бы в среднем претендовать три «кадровых резервиста». Наибольшее число потенциальных работников на одно вакантное место фиксировалось в Дагестане (205 человек), Ингушетии (88 человек), Чечне (56 человек), Северной Осетии (27 человек), Кабардино-Балкарии (21 человек), Тыве (18 человек), Карачаево-Черкесии (12 человек), Республике Алтай (десять человек), Севастополе (семь человек), а также Томской области (шесть человек).

Аналитики обратили внимание, что если сопоставить число россиян из кадрового резерва с численностью трудящихся, то в 2023 г. желающие работать, но нетрудоустроенные граждане в среднем составляли 7,5% от числа занятых. Самое большое соотношение было зафиксировано в Ингушетии — 39,1%, то есть «резервистов» было всего лишь в 2,6 раза меньше, чем занятых.

Чуть меньший показатель у Дагестана (отношение кадрового резерва к трудоустроенным составляет 30,3%, то есть неработающих, но желающих работать в 3,3 раза меньше, чем занятых). Далее следуют Тыва (21,9%), Республика Алтай (21,1%), Чечня (18,6%), Бурятия (18,3%), Кабардино-Балкария (16,6%). В основном это аграрные регионы с низкими уровнями оплаты труда, но высокими показателями безработицы и неформальной занятости.

Почему не удается задействовать кадровый резерв и что нужно для трудоустройства этих граждан и снижения дефицита кадров — в комментариях экспертов.

Комментарий эксперта

Чтобы извлечь практическую пользу из актуального обзора рынка труда от аудиторско-консалтинговой службы, надо понимать, что, во-первых, кадровый резерв является некоторым размытым понятием, включающим в себя довольно разнородные группы работоспособного населения, а во-вторых, аналитика базируется на официальной статистике Росстата и Роструда. Можно обратить внимание на высокий процент кадрового резерва к трудоустроенным гражданам по ряду субъектов РФ, который свидетельствует скорее о занятости в теневой экономике, чем о кадровом потенциале региона. При этом, безусловно, сохраняется регуляторное пространство как для реализации разного рода стимулов для бизнеса по выходу из «серой» зоны, так и для повышения привлекательности официального трудоустройства для граждан.

Комментарий эксперта

В кадровый резерв входят в том числе категории, которые принято считать скрытыми трудовыми ресурсами: они не относятся к экономически активному населению, при этом не классифицируются как безработные. Речь идет о людях предпенсионного возраста, студентах, людях с ограниченными возможностями, молодых мамах. Когда рынок принадлежит работодателю, у бизнеса нет острой необходимости конкурировать за кандидатов. Он не готов рассматривать представителей скрытых трудовых ресурсов. Но в условиях кадрового голода все меняется: при рекордно низком уровне безработицы в 2,7%, который мы наблюдаем сейчас, на таких кандидатов пришло время обратить внимание. Однако пока фокус на них слабый, потому что их трудоустройство требует от работодателей определенных усилий.

Чтобы трудоустроить людей из числа скрытых трудовых ресурсов и тем самым снизить дефицит кадров, необходима готовность бизнеса проявлять гибкость в создании комфортных условий: предлагать частичную занятость или удаленный формат работы женщинам в декрете. Для них же — открывать корпоративные детские сады; создавать для начинающих специалистов программы наставничества; продумывать программы адаптации для людей предпенсионного и пенсионного возраста; формировать доступную среду для людей с ограниченными возможностями.