Бережливое производство, или лин-менеджмент, — это подход к управлению, основанный на снижении издержек, оптимизации бизнес-процессов и постоянном стремлении к совершенству. В финансовой сфере он позволяет оптимизировать процессы, сокращать издержки и повышать удовлетворенность клиентов. Об особенностях использования данного подхода в управлении финансами компании рассказывает Татьяна Пчелинцева, руководитель казначейства и корпоративного контроллинга ООО «Эйч Энерджи»1.
Говоря о повышении эффективности производственных компаний, мы все чаще слышим термин «бережливое производство», лин-менеджмент в производстве, не так часто встречается лин-менеджмент в сфере услуг, но еще реже — в сфере финансов. Но для того чтобы достичь финансового успеха с лин, он должен стать стратегией компаний на всех уровнях и во всех подразделениях. Ошибка думать, что лин применим только в операционной деятельности, для того чтобы снижать затраты. В результате такого подхода компания может улучшить свои операционные показатели, но в целом будет работать как обычно.
Когда лин становится стратегией компании, это влияет на каждого сотрудника, от генерального директора до рабочего на производстве, от маркетолога до бухгалтера и финансиста, каждый должен изменить свои представления о своей работе. Каждый бизнес-процесс необходимо будет проанализировать и перестроить для того, чтобы лучше обслуживать своих конечных потребителей.
Лин-компании применяют практики повсеместно и фокусируются на трех вещах: создании ценности для своих конечных потребителей, создании непрерывного потока для всех бизнес-процессов и устранении потерь. Постоянное улучшение должно стать частью работы каждого сотрудника, потребуется изменение всей культуры компании, что повлечет впоследствии повышение производительности компании в целом.
Лин-менеджмент базируется на пяти принципах:
-
ценность для потребителя;
-
создание потока ценности;
-
поток и вытягивание;
-
непрерывное стремление к совершенству;
-
наделение сотрудников полномочиями.
Применительно к финансам мы всегда должны думать о наших потребителях, это могут быть как внешние, так и внутренние клиенты, сотрудники компании, мы должны поставлять ту самую ценность, которую ждет потребитель. Необходимо подумать обо всех контактах внешних и внутренних потребителей с финансовой службой компании — от общения непосредственно с клиентами и поставщиками до сотрудников смежных подразделений. Важно понять, на каком этапе создается ценность: получение и оплата счета, предоставление отчета, запрашиваемой информации, возможность быстро связаться с ключевым сотрудником, который поможет в кратчайшие сроки решить проблему, и т.д.
Вторым важным принципом лин является создание потока ценности. Если мы рассматриваем поток ценности как бизнес-процесс, то это действия, выполняемые в правильном порядке в правильное время для создания ценности для какого-либо потребителя, и информация, необходимая для координации этих действий.
Лин-компании хотят, чтобы каждый поток ценности очень хорошо пропускал через себя потребительский спрос настолько быстро, насколько это возможно, и непрерывно устранял потери. Главная задача для людей — действовать: поставлять ценность, улучшать поток и устранять потери. Важно фокусироваться на действиях и результатах, а не просто отчитываться о цифрах, а это означает, что данные системы должны быть простыми и понятными для каждого. Информация должна поступать настолько часто, насколько это необходимо для осуществления правильных действий и принятия решений. Если мы говорим о финансовых показателях, то важно уйти от сложной системы показателей, которые никто не понимает, к более простой и понятной.
Перед тем как устранять потери, их необходимо измерить, в этом поможет картирование и наблюдение за процессом.
Обычно выделяют «восемь видов потерь» в финансах:
-
перепроизводство — производство ненужной информации или отчетов, например, половина отчетов не используется конечными пользователями, информация «на всякий случай»;
-
ожидание — ожидание данных бухгалтерией для продолжения своей работы;
-
транспортировка — передача информации между людьми и системами;
-
запасы — любая форма работы партиями;
-
излишняя обработка — лишнее рассмотрение, проверка чьей-то работы;
-
дефекты — отсутствующая или некорректная информация, ошибки ввода данных;
-
движения персонала — ходьба и перемещения сотрудников в поисках отсутствующей информации;
-
неиспользованный потенциал сотрудников — необходимость выполнения работы, не требующей высокой квалификации.
На первоначальном этапе можно выделить несколько наиболее критичных процессов, которые занимают максимальное количество времени и усилий. Проанализировать их, найти «критические» точки и далее продумать, каким образом можно изменить или скорректировать, устранить потери. Согласно закону Парето, небольшая часть усилий или ресурсов дает наибольшую часть результата. Таким образом, воздействуя на самые крупные процессы, мы получаем дополнительный эффект и «подтягиваем» остальные процессы без особых усилий.
Таким образом, лин-менеджмент — это:
-
Методика устранения непроизводительных затрат времени и наращивание потенциала для увеличения добавленной стоимости.
-
Новый способ работы со всеми уровнями: непрерывные улучшения снизу вверх.
-
Расширение возможностей сотрудников и вовлечение профессионалов.
-
Возможность решать проблемы самостоятельно.
-
Устранение «коренных причин».
-
Оптимизация/изменение способа работы в корне.
Лин-менеджмент — это не:
-
Результативные меры по сокращению затрат сверху вниз, более низкое качество и/или более длительное внедрение.
-
Разовый проект сверху вниз только для сотрудников и их руководителей.
-
Микроменеджмент и отстранение сотрудников.
-
Решение всех ваших проблем за вас.
-
Применение «быстрых и поверхностных исправлений».
-
Только/в первую очередь фокус на улучшении процессов.
Важно отметить, что на всех этапах важна поддержка, мотивация и контроль со стороны вышестоящего руководства компании, поэтому обучение лучше начинать с менеджмента. Также обязательно в команде должен быть внутренний эксперт по программе, обладающий специальными знаниями и навыками, желательно прошедший обучение по программе Lean Six Sigma (LSS).
Lean Six Sigma — это особый метод организации бизнес-процессов, направленный на повышение производительности за счет систематического устранения потерь и уменьшения вариаций. LSS представляет комбинацию методов бережливого производства и концепции Шести Сигм.
1 Спикер Двадцать первой конференции «Централизованное казначейство», проведенной порталом CFO-Russia.ru и группой Prosperity Media при информационной поддержке газеты «Экономика и жизнь».
Ключевые показатели эффективности работы финансов
|
KPI |
Описание и отслеживание |
Команда/индивидуально |
Цель |
|
Эффективность/эффективность |
Производительность |
|
|
|
|
Своевременность |
|
|
|
||
Качество |
|
|
|
|
|
Опыт клиентов |
Удовлетворенность клиентов |
|
|
|
|
Вовлечение сотрудников |
Вовлечение сотрудников |
|
|
|
|
Бережливая зрелость |
Бережливая зрелость |
|
|
|
|