Лин-менеджмент: система постоянных улучшений в финансах

| статьи | печать

Бережливое производство, или лин-менеджмент, — это подход к управлению, основанный на снижении издержек, оптимизации бизнес-процессов и постоянном стремлении к совершенству. В финансовой сфере он позволяет оптимизировать процессы, сокращать издержки и повышать удовлетворенность клиентов. Об особенностях использования данного подхода в управлении финансами компании рассказывает Татьяна Пчелинцева, руководитель казначейства и корпоративного контроллинга ООО «Эйч Энерджи»1.

Говоря о повышении эффективности производственных компаний, мы все чаще слышим термин «бережливое производство», лин-менеджмент в производстве, не так часто встречается лин-менеджмент в сфере услуг, но еще реже — в сфере финансов. Но для того чтобы достичь финансового успеха с лин, он должен ста­ть стратегией компаний на всех уровнях и во всех подразделениях. Ошибка думать, что лин применим только в операционной деятельности, для того чтобы снижать затраты. В результате такого подхода компания может улучшить свои операционные показатели, но в целом будет работать как обычно.

Когда лин становится стратегией компании, это влияет на каждого сотрудника, от генерального директора до рабочего на производстве, от маркетолога до бухгалтера и финансиста, каждый должен изменить свои представления о своей работе. Каждый бизнес-процесс необходимо будет проанализировать и перестроить для того, чтобы лучше обслуживать своих конечных потребителей.

Лин-компании применяют практики повсеместно и фокусируются на трех вещах: создании ценности для своих конечных потребителей, создании непрерывного потока для всех бизнес-процессов и устранении потерь. Постоянное улучшение должно стать частью работы каждого сотрудника, потребуется изменение всей культуры компании, что повлечет впоследствии повышение производительности компании в целом.

Лин-менеджмент базируется на пяти принципах:

  • ценность для потребителя;

  • создание потока ценности;

  • поток и вытягивание;

  • непрерывное стремление к совершенству;

  • наделение сотрудников полномочиями.

Применительно к финансам мы всегда должны думать о наших потребителях, это могут быть как внешние, так и внутренние клиенты, сотрудники компании, мы должны поставлять ту самую ценность, которую ждет потребитель. Необходимо подумать обо всех контактах внешних и внутренних потребителей с финансовой службой компании — от общения непосредственно с клиентами и поставщиками до сотрудников смежных подразделений. Важно понять, на каком этапе создается ценность: получение и оплата счета, предоставление отчета, запрашиваемой информации, возможность быстро связаться с ключевым сотрудником, который поможет в кратчайшие сроки решить проблему, и т.д.

Вторым важным принципом лин является создание потока ценности. Если мы рассматриваем поток ценности как бизнес-процесс, то это действия, выполняемые в правильном порядке в правильное время для создания ценности для какого-либо потребителя, и информация, необходимая для координации этих действий.

Лин-компании хотят, чтобы каждый поток ценности очень хорошо пропускал через себя потребительский спрос настолько быстро, насколько это возможно, и непрерывно устранял потери. Главная задача для людей — действовать: поставлять ценность, улучшать поток и устранять потери. Важно фокусироваться на действиях и результатах, а не просто отчитываться о цифрах, а это означает, что данные системы должны быть простыми и понятными для каждого. Информация должна поступать настолько часто, насколько это необходимо для осуществления правильных действий и принятия решений. Если мы говорим о финансовых показателях, то важно уйти от сложной системы показателей, которые никто не понимает, к более простой и понятной.

Перед тем как устранять потери, их необходимо измерить, в этом поможет картирование и наблюдение за процессом.

Обычно выделяют «восемь видов потерь» в финансах:

  • перепроизводство — производство ненужной информации или отчетов, например, половина отчетов не используется конечными пользователями, информация «на всякий случай»;

  • ожидание — ожидание данных бухгалтерией для продолжения своей работы;

  • транспортировка — передача информации между людьми и системами;

  • запасы — любая форма работы партиями;

  • излишняя обработка — лишнее рассмотрение, проверка чьей-то работы;

  • дефекты — отсутствующая или некорректная информация, ошибки ввода данных;

  • движения персонала — ходьба и перемещения сотрудников в поисках отсутствующей информации;

  • неиспользованный потенциал сотрудников — необходимость выполнения работы, не требующей высокой квалификации.

На первоначальном этапе можно выделить несколько наиболее критичных процессов, которые занимают максимальное количество времени и усилий. Проанализировать их, найти «критические» точки и далее продумать, каким образом можно изменить или скорректировать, устранить потери. Согласно закону Парето, небольшая часть усилий или ресурсов дает наибольшую часть результата. Таким образом, воздействуя на самые крупные процессы, мы получаем дополнительный эффект и «подтягиваем» остальные процессы без особых усилий.

Таким образом, лин-менеджмент — это:

  • Методика устранения непроизводительных затрат времени и наращивание потенциала для увеличения добавленной стоимости.

  • Новый способ работы со всеми уровнями: непрерывные улучшения снизу вверх.

  • Расширение возможностей сотрудников и вовлечение профессионалов.

  • Возможность решать проблемы самостоятельно.

  • Устранение «коренных причин».

  • Оптимизация/изменение способа работы в корне.

Лин-менеджмент — это не:

  • Результативные меры по сокращению затрат сверху вниз, более низкое качество и/или более длительное внедрение.

  • Разовый проект сверху вниз только для сотрудников и их руководителей.

  • Микроменеджмент и отстранение сотрудников.

  • Решение всех ваших проблем за вас.

  • Применение «быстрых и поверхностных исправлений».

  • Только/в первую очередь фокус на улучшении процессов.

Важно отметить, что на всех этапах важна поддержка, мотивация и контроль со стороны вышестоящего руководства компании, поэтому обучение лучше начинать с менеджмента. Также обязательно в команде должен быть внутренний эксперт по программе, обладающий специальными знаниями и навыками, желательно прошедший обучение по программе Lean Six Sigma (LSS).

Lean Six Sigma — это особый метод организации бизнес-процессов, направленный на повышение производительности за счет систематического устранения потерь и уменьшения вариаций. LSS представляет комбинацию методов бережливого производства и концепции Шести Сигм.


1 Спикер Двадцать первой конференции «Централизованное казначейство», проведенной порталом CFO-Russia.ru и группой Prosperity Media при информационной поддержке газеты «Экономика и жизнь».

 

Ключевые показатели эффективности работы финансов

 

KPI

Описание и отслеживание

Команда/индивидуально

Цель

Эффективность/эффективность

Производительность

  • Высвободившееся время

  • Сверхурочные часы

  • Специальные запросы

  • Ежемесячно — экономия времени в % от общей загрузки команды в TIP

  • Ежедневно отслеживание сверхурочной работы

  • Еженедельно количество задач, которые необходимо выполнить в течение рабочего дня, что привело к смещению приоритетов (>30 минут)

  • Команда

  • Индивидуально

  • Команда/индивидуально

  • TBD

  • 0

  • Подлежит уточнению

Своевременность

  • Отчеты/результаты своевременные

  • Команда

  • 100%

Качество

  • Ошибки, допущенные Казначейством, и последующие доработки

  • Еженедельно отслеживать количество ошибок

  • Команда

  • 0

Опыт клиентов

Удовлетворенность клиентов

  • Количество собранных отзывов клиентов

  • Все согласованные улучшения в срок

  • Раз в два года – подсчет полученных опросов и согласованных планов улучшений

  • Команда

  • Получено 10 отзывов

  • 100%

Вовлечение сотрудников

Вовлечение сотрудников

  • Мотивационная встреча сотрудников

  • Стандартные рабочие процедуры (SOPs)

  • Один раз в неделю

  • Ежемесячно наблюдения

  • Команда

  • Еженедельные встречи

  • Раз в месяц

Бережливая зрелость

Бережливая зрелость

  • % времени, потраченного на работу по улучшению

  • Ежемесячно отслеживать/мотивировать постоянное совершенствование

  • Команда

  • Подлежит уточнению

 

Комментарий эксперта

Практический кейс по внедрению системы бережливого производства

Главной целью любой коммерческой организации является получение максимальной прибыли. Достичь этого можно двумя способами — увеличив продажи или уменьшив издержки.

К издержкам предприятия относят в том числе и затраты на производство товара, часто связанные с нерациональными действиями на всем процессе его изготовления. Они не добавляют ценности товару, скорее, наоборот, могут негативно повлиять на его качество, увеличив себестоимость и процент брака.

Сокращением таких издержек (или потерь) занимается система бережливого производства (система Lean) — особый подход к организации управления на предприятии, базовые принципы которого были разработаны около 40 лет назад. Такая система применяется на всех этапах изготовления продукции — от проектирования оборудования для ее изготовления до конечной реализации.

Главная суть бережливого производства состоит в необходимости разработки четких инструкций и правил для каждого отдела предприятия, организации тесной взаимосвязи и взаимопомощи между ними, а также в обучении персонала умениям выявлять и исправлять производственные ошибки.

В качестве примера рассмотрим инструменты бережливого производства и их влияние на улучшение качества продукции на примере ГК «GeoSM» — одного из крупнейших производителей и поставщиков геосинтетических материалов в России.

Актуальность темы обусловлена запуском и активным продвижением национального проекта повышения производительности труда, разработанного Региональным Центром Компетенций (РЦК), основой которого как раз является внедрение инструментов бережливого производства.

Методы

Главным методом внедрения системы бережливого производства на предприятии является использование специальных инструментов.

Первым и основным таким инструментом выступает всеобщее обслуживание процесса (Total Productive Maintenance, сокр. ТPM). Он направлен на сокращение потерь, связанных с простоем оборудования, возникающим из-за его поломок или избыточного обслуживания.

Основной идеей данного инструмента является вовлечение в этот процесс всего персонала компании. Каждый сотрудник производства должен знать специфику работы оборудования и уметь исправить неполадку самостоятельно и в кратчайшие сроки. Для этого необходимо донести до персонала информацию о важности сокращения таких потерь и необходимости оперативного вмешательства в производственный процесс при обнаружении каких-либо неполадок, обеспечить возможность оперативного ремонта оборудования, прогнозировать его необходимое обслуживание и профилактику на базе анализа имеющихся данных. Самое главное — стремиться к непрерывному улучшению производственной системы и эффективно привлекать сотрудников компании к этому процессу.

Следующий инструмент бережливого производства —это визуальный менеджмент. При его использовании рабочие места организовываются таким образом, чтобы оценить состояние производственных процессов каждого сотрудника с первого взгляда. Расположение деталей, инструментов, порядок производственных операций или сведений об эффективности работы — все это влияет на количество потерь, возникающих при изготовлении продукции. Суть визуального менеджмента — обеспечить легкое восприятие производственных процессов. Карточки заданий, стандарты выполнения операций, четко определенные планы работ, схемы размещения оборудования — вот что является признаками «визуально понятного» производства, к созданию которого и призывает использование данного инструмента.

Любая операция при бережливом производстве должна быть стандартизирована. Стандартные процедуры — это инструмент, который предполагает разработку специальных инструкций с поэтапной последовательностью исполнения любой операции. Преимущества письменных инструкций над устными очевидны, однако большое внимание нужно уделить простоте их восприятия и непрерывной актуализации в связи с возможными изменениями производственных процессов. Лучше всего, чтобы такие инструкции содержали в себе не длинные тексты, а схемы, рисунки и фотографии. Разрабатывать их рекомендуется вместе с работниками — это будет являться гарантом достоверности и позитивного восприятия со стороны исполнителей.

За снижение себестоимости продукции отвечает инструмент бережливого производства «Точно вовремя» (Just in Time). Согласно ему компания должна стремиться к сокращению количества дефектов, времени наладки оборудования, излишних запасов сырья и продукции, а также операций, не придающих дополнительную ценность конечному продукту. Для этого необходимо выстроить эффективные цепочки поставок. Вопросы снабжения решаются как с внешними поставщиками, так и с внутренними заказчиками по принципам «точно вовремя».

Картирование — это еще один эффективный инструмент бережливого производства. Он представляет собой простую и наглядную графическую схему, на которой отображены все материальные и информационные потоки, необходимые для процесса производства продукции. Такая карта показывает узкие места потока и позволяет выявить все непроизводительные затраты и процессы, которые нуждаются в улучшении.

Наконец, использование инструмента «Встроенное качество» позволяет переместить место выявления дефекта к месту его возникновения. Таким образом сокращается количество брака, уменьшается время на выявление его причин и увеличивается полезная работа оборудования. Для применения этого инструмента необходимо повышать заинтересованность и мотивацию персонала к раннему выявлению брака, обеспечить его четкими критериями «годной» и «бракованной» продукции, инструкциями, что делать в случае выявления несоответствия качества производимого продукта, а также спроектировать оборудование так, чтобы как можно больше упростить этот процесс.

Описанные выше инструменты бережливого производства используются вкупе с применением системы 5S, философии Кайдзен и концепции Канбан.

Система 5S эффективно распределяет и организовывает рабочее пространство, повышая уровень управления зоны ответственности сотрудника и сохраняя его время, а значит, снижая производственные потери. Она включает в себя вопросы сортировки, рационального использования пространства, графиков уборки рабочего места, его стандартизации и совершенствования. Такая система значительно снижает процент ошибок в документах, создает комфортную среду предприятия и повышает его производительность.

Философия Кайдзен — это философия необходимости постоянно совершенствовать и улучшать все процессы внутри предприятия. При должной мотивации сотрудников они сами становятся ключевыми действующими лицами в выявлении зон для возможного роста и развития компании. Только постоянный анализ и пересмотр действующих норм позволяет гарантировать постоянный прогресс предприятия.

Концепция Канбан основана на визуальном управлении потоком работы. Основные принципы этой системы включают управление рабочими задачами на доске. Ее использование ограничивает количество одновременно выполняемых задач и стимулирует постоянное улучшение процессов. На производстве система Канбан позволяет управлять запасами и производственным процессом. Она организовывает визуальный контроль производства, где каждая задача или деталь представлена карточкой, указывающей на необходимость производства или перемещения его элементов. Канбан позволяет поддерживать баланс между предложением и спросом, управлять производственными потоками, минимизировать запасы и сокращать время цикла производства.

Результаты

В 2022 г. группа компаний GeoSM стала участником Национального проекта повышения производительности труда. В течение полугода производственную площадку предприятия, находящуюся в Нижегородской области, посещали специалисты Регионального Центра Компетенций (РЦК). Они занимались обучением персонала и внедрением программы бережливого производства и повышения производительности труда. Данная программа бесплатна для производственных предприятий с оборотом от 400 млн руб. в год.

В процессе внедрения системы на производстве GeoSM был оптимизирован процесс ежедневной чистки геотекстильной линии: время на осуществление этой операции было сокращено на 25% без снижения качества самой чистки.

Разработанная для компании система организации рабочего пространства 5S помогла увеличить скорость производства и снизить количество брака.

Созданный план по улучшениям (ППУ), который, согласно философии Кайдзен, замотивировал сотрудников компании на поиск возможных улучшений в бизнес-процессах компании, значительно оптимизировал их качество и снизил себестоимость продукции за счет увеличения скорости выработки производственного оборудования.

Основная цель внедрения бережливого производства — это комплексный анализ и модернизация всего механизма предприятия для повышения его КПД, что является актуальной проблемой для отечественных компаний. Раз и навсегда решить ее невозможно, но прямо сейчас можно задать бизнесу правильное направление, которое в дальнейшем позволит увеличить его прибыль.