Налоговые преобразования. Госказну пополнят прогрессивными методами

| статьи | печать
Налоговые преобразования. Госказну пополнят прогрессивными методами

Правительство внесло в Госдуму законопроект по совершенствованию налоговой системы. Принятие поправок приведет к дополнительным доходам бюджетной системы в размере около 2,6 трлн руб. в 2025 г. Самую большую прибавку казне принесут увеличение налога на прибыль организаций и введение прогрессивной шкалы налогообложения для физлиц, ожидают авторы поправок.

Поправки в Налоговый кодекс разработал Минфин. Он предлагает увеличить общую ставку по налогу на прибыль организаций с 20 до 25%, сохранив при этом действующие преференциальные механизмы. Этот шаг позволит государству уже в 2025 г. получить дополнительный доход примерно в 1,6 трлн руб. Всего за 2025—2027 гг. дополнительные поступления от повышения ставки по налогу на прибыль организаций составят порядка 5 трлн руб., следует из финансово-экономического обоснования к проекту закона.

Еще одно предложение ведомства — ввести дифференцированные ставки по налогу на доходы физлиц в зависимости от размера и вида дохода. Если закон будет принят, в 2025 г. дополнительные доходы составят порядка 533 млрд руб., а за 2025—2027 гг. общая сумма, с учетом изменения параметров стандартных налоговых вычетов, — около 1,4 трлн руб.

Для улучшения контроля на табачном рынке Минфин хочет ввести акциз на никотиновое сырье и бестабачную никотинсодержащую смесь нагревания. По этому направлению допдоходы в следующем году могут составить 50 млрд руб., с общей суммой дополнительных поступлений за 2025—2027 гг. — 156 млрд руб.

Еще одной новой статьей дохода бюджета может стать акциз на природный газ, приобретенный для производства аммиака. Поступления от него авторы поправок оценивают в размере порядка 43,4 млрд руб. в год, за 2025—2027 гг. — 130 млрд руб.

Также предлагается признать подакцизными товарами фармацевтическую субстанцию этилового спирта, а также спиртосодержащие лекарства. Это может увеличить доходы государства примерно на 20 млрд руб. в год, а за период 2025—2027 гг. — на 63 млрд руб.

Законопроект предусматривает и донастройку упрощенной системы налогообложения, а именно увеличение предельного размера доходов налогоплательщиков, применяющих УСН, до 450 млн руб., а также остаточной стоимости основных средств до 200 млн руб. При этом компании, применяющие УСН, предлагается признать плательщиками НДС. В совокупности эти меры в случае принятия поправок приведут к дополнительным поступлениям в бюджет в 2025 г. в объеме 348 млрд руб., а за 2025—2027 гг. — порядка 1,1 трлн руб. 

Как вы оцениваете подготовленные правительством поправки в налоговый кодекс?

Комментарий эксперта

Предлагаемая Минфином в законопроекте пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ выглядит, на наш взгляд, хотя не идеальной с точки зрения социальной справедливости, но более «прогрессивной» в прямом смысле по сравнению с действующей системой налогообложения доходов физлиц.

Напомним, что российские налогоплательщики-физлица в случае принятия этого закона будут платить НДФЛ по ставке 13%, только если их доход не превышает 2,4 млн руб. в год (или 200 тыс. руб. в месяц, что почти втрое превышает среднероссийскую зарплату в 73 тыс. руб.). А свыше этой суммы начинаются уже более высокие ставки НДФЛ: 15%, если ваш годовой доход составляет от 2,4 млн до 5 млн руб., 18% для зарабатывающих от 5 млн до 20 млн руб. в год, 20% для тех, чей годовой доход находится в нереальных для большинства россиян рамках от 20 млн до 50 млн руб. в год и 22% для самых богатых россиян, зарабатывающих свыше 50 млн руб. в год. Такая шкала выглядит более справедливой, на наш взгляд, чем предыдущая. Прежде всего, потому что повышенный НДФЛ начинает распространяться уже не на тех высокооплачиваемых граждан, у которых зарплата составляет не менее 5 млн руб. в год, а на тех, кто зарабатывает в месяц почти три среднероссийские зарплаты, и это вполне справедливо.

Также справедливо, что сверхбогатые россияне, зарабатывающие от 20 млн руб. в год, будут отдавать государству 20% от своих сверхдоходов, а те, кого называют «олигархами», с зарплатой от 50 млн руб. в год, будут платить НДФЛ уже по ставке 22%. Это вполне разумный ход властей, на наш взгляд, хотя наверняка найдутся россияне, которые сочтут и такую ставку несправедливой и будут задавать вопросы своим депутатам, почему верхнюю границу шкалы НДФЛ не подняли до 30, а то и до 40%, как в европейских странах.

Но, по нашему мнению, если бы налогообложение физлиц чересчур ужесточили, то начался бы массовый исход крупного бизнеса из страны, а это тоже плохо, так как частные инвестиции российской экономике сегодня очень нужны. Да и бюджет в итоге получил бы обратный эффект: вместо ожидаемого увеличения доходной части — уход от налогов и возвращение к «серым схемам» выдачи зарплат 90-х гг. прошлого века. Мы ожидаем, что новая прогрессивная шкала НДФЛ сможет обеспечить бюджету дополнительных доходов в размере от 1 трлн руб. в год, а вместе с повышением налога на прибыль — в размере 2,4 трлн руб. в год, что может помочь сделать бюджет РФ бездефицитным уже к 2026 г.

Комментарий эксперта

Предлагаемые правительством поправки в Налоговый кодекс, на наш взгляд, являются наиболее серьезным изменением налогового законодательства за последние десять лет. Эти изменения, безусловно, направлены на повышение налоговой нагрузки как на физических лиц, так и на бизнес, причем некоторые из них ставят перед бизнесом, а особенно перед малым бизнесом, необходимость выбора между ростом затрат на администрирование налоговой нагрузки (введение НДС для тех, кто применяет УСН) и ростом налоговой нагрузки без увеличения затрат на администрирование (выбор формы исчисления НДС только с выручки без применения вычетов).

Одним из главных посылов данных изменений была борьба с дроблением бизнеса, для чего даже была объявлена амнистия, однако в совокупности изменения, наоборот, существенно повышают налоговую нагрузку для бизнеса с оборотами более 250 млн руб., что, в свою очередь, наоборот, может привести к появлению новых форм структурирования бизнеса, исключающих наличие единого источника дохода, что сделает борьбу с дроблением бессмысленной.