Трудности подсчета. Оценки промпроизводства оказались противоречивыми

| статьи | печать

Ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) отмечают, что, по данным Росстата, в апреле промышленность выпуск месяц к месяцу сократила, а по их подсчетам, был небольшой рост. В то же время данные НИУ ВШЭ больше солидарны с официальной оценкой.

В очередной аналитической записке ЦМАКП о динамике промпроизводства руководитель направления реального сектора Владимир Сальников и ведущий эксперт Дмитрий Галимов напоминают, что, по данным Росстата, в апреле с устранением сезонного и календарного факторов (SA) произошло незначительное снижение выпуска — на 0,2% относительно марта. Однако они призывают учитывать, что это произошло после значительного прироста выпуска по итогам I квартала (март к декабрю — +1,5% SA).

«Поэтому, характеризуя ситуа­цию на качественном уровне, следует говорить о паузе в начавшей было просматриваться тенденции к росту выпуска», — считают авторы анализа.

По подсчетам же экспертов ЦМАКП, в апреле произошло слабое, но увеличение выпуска (+0,4%). При этом они отмечают, что, по оценке НИУ ВШЭ, в апреле фиксируется ощутимое снижение выпуска.

«Впрочем, следует отметить, что точность оценки направленности динамики производства в апреле текущего года объективно затруднена нестандартным календарем: как известно, на этот месяц был поставлен дополнительный выходной, но как это сказалось на интенсивности производства на предприятиях, с высокой точностью оценить невозможно. Масштаб влияния этого фактора оценивается нами примерно в 0,5 п.п. прироста производства», — делают оговорку В. Сальников и Д. Галимов.

Они выделяют в апреле, в частности, следующие наиболее примечательные отраслевые особенности динамики выпуска (также с учетом корректировки на сезонность и календарность):

  • незначительное сокращение объемов добычи углеводородов, –0,5% к марту после +0,1% в среднем за I квартал 2024 г.;

  • восстановительный рост выпуска в нефтепереработке (+2,6% в апреле, против –1,0% в среднем за I квартал);

  • возобновление роста в производстве пищевых продуктов; наметившееся в феврале торможение продолжения не получило: в апреле фиксируется увеличение выпуска (+0,7% после +0,8% в среднем за I квартал), в лидерах роста в апреле — производство мясомолочной, а также плодоовощной продукции;

  • приостановка восстановительного роста в деревообработке; это один из наиболее сильно пострадавших секторов (текущий уровень выпуска находится на 10% ниже среднемесячного уровня 2021 г.), в котором в I квартале 2024 г. обозначилась очередная волна восстановления (+1,4% в среднем за месяц), однако в апреле наметившаяся тенденция прервалась (–1,2%);

  • укрепление тенденции восстановительного роста в производстве резиновых и пластмассовых изделий; после периода стагнации на протяжении 2-го полугодия 2023 г. отмечается постепенный переход к росту — +0,9% в среднем за I квартал и +0,8% в апреле;

  • торможение очередного периода роста в производстве химических веществ (–0,7% после +3,7% в марте и +1,2% в среднем за I квартал);

  • наметившееся снижение выпуска в производстве лекарственных средств; интенсивность производства в данном секторе довольно высокая — посткризисный спад был преодолен, и к февралю объем выпуска превосходил на 17% уровень 2021 г., однако в последние два месяца наблюдается снижение (–1,5% в марте и –1,4% в апреле).