Правительство внесло в Госдуму масштабный законопроект № 639663-8, которым, в частности, вводятся правила амнистии налогоплательщиков, использующих «дробление бизнеса». Разберем планируемый алгоритм.
Правила, связанные с налоговой амнистией, сформулированы в ст. 5 масштабного законопроекта о поправках в Налоговый кодекс РФ.
Правила (порядок) в тексте законопроекта не именуются специальными терминами («налоговая амнистия», «добровольное декларирование» и т.п.).
Порядок распространяется только на дробление бизнеса с применением спецрежимов, что следует из определения в тексте: «дробление бизнеса — разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения такими лицами специальных налоговых режимов».
Соответственно, порядок не будет распространяться на случаи, когда организации созданы специально для применения льгот, не связанных со спецрежимами (например, IT-льготы; разделение бизнеса между организацией на ОСН и ИП на ОСН для применения ставки НДФЛ, которая ниже ставки налога на прибыль; и т.д.).
обратите внимание!
Определение «дробления бизнеса» в целом учитывает подходы, указанные в судебной практике, но сформулировано довольно неконкретно. Можно предвидеть споры относительно того, что такое «единая предпринимательская деятельность» и что такое ее «разделение». Возможны споры и по другим вопросам. Представители бизнес-объединений (например, ТПП России) высказываются за доработку данного понятия в ходе работы над законопроектом.
Порядок не предполагает принятие налоговыми или правоохранительными органами актов о применении амнистии (постановление о прекращении уголовного дела в связи с актом амнистии, решение налогового органа о списании налоговой задолженности в связи с применением амнистии и т.д.). Также не предполагается подача налогоплательщиком документа (заявления, добровольной декларации и т.п.) о применении амнистии.
Порядок предусматривает следующий алгоритм:
1) налогоплательщик в 2022—2024 гг. применял дробление бизнеса;
2) на 2025—2026 гг. он добровольно отказался от дробления бизнеса. Это обозначается в законопроекте так:
-
«добровольный отказ от дробления бизнеса — исчисление и уплата налогов лицами, применяющими дробление бизнеса, в размере, определенном в результате консолидации доходов и (или) других показателей, соблюдение которых является условием для применения специальных режимов налогообложения, всей группы лиц»;
-
в этом случае обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов (по ст. 119, 120, 122 НК РФ), связанных с дроблением бизнеса за 2022—2024 гг. (задолженность), прекращается.
Порядок не распространяется на ситуации, когда решения по выездным проверкам за 2022—2024 гг., которыми установлена неуплата налогов в связи с дроблением бизнеса, вступили в силу на момент вступления в силу законопроекта. Также если к этому моменту будут возбуждены по итогам таких проверок уголовные дела, то специальных оснований для их прекращения не устанавливается.
Таким образом, «точка отсечения» — это вступление к 31.12.2024 в силу решения налогового органа. В отношении проверок за 2022—2023 гг., которые идут сейчас, для налогоплательщиков существует неопределенность, а для налоговых органов — наоборот, свобода усмотрения: можно либо ускоренно завершить проверку и все последующие процедуры, включая рассмотрение апелляционной жалобы, чтобы решение вступило в силу уже в 2024 г., и порядок не применялся. Либо наоборот — можно затянуть процедуры и перенести вступление решений в силу на 2025 г.
Конкретная величина задолженности налогоплательщика в связи с «дроблением бизнеса» может быть определена по итогам выездной проверки за 2022—2024 гг. В акте налоговой проверки и в решении, принятом по результатам проверки за 2022—2024 гг., описание выявленных нарушений и расчет суммы подлежащей уплате недоимки, возникшей в результате дробления бизнеса и по иным основаниям, производятся отдельно в описательной и резолютивной частях акта и решения.
Со дня вступления в силу закона (с 1 января 2025 г.) приостанавливается вступление в силу решений, вынесенных по результатам проверок за 2022—2024 гг. в части правонарушений при дроблении бизнеса.
Отдельно установлено, что приостановление не отменяет права налогоплательщика на обжалование решения налогового органа в вышестоящий орган и в суд в установленные НК РФ сроки и порядке и не прерывает течение сроков на обжалование такого решения.
обратите внимание!
Возникает противоречие с тем, что по Налоговому кодексу РФ апелляционная жалоба подается на не вступившее в силу решение налогового органа, а затем инстанцией выше обжалуется уже вступившее в силу решение. Сохранится ли возможность подавать жалобы в ФНС России как административный орган «второй инстанции»?
Конкретная процедура прекращения обязанности по уплате задолженности, установленной ВНП за 2022—2024 гг., будет зависеть от того, проведет ли налоговый орган выездную проверку за 2025—2026 гг.:
-
если проверка проведена и продолжение дробления бизнеса не установлено, обязанность по уплате задолженности за 2022—2024 гг. прекращается с момента вступления в силу решений, вынесенных по результатам выездных проверок за 2025—2026 гг.;
-
если проверка не проведена, обязанность по уплате задолженности прекращается только с 1 января 2030 г.
Если же выездная проверка за 2025—2026 гг. установит, что налогоплательщик от дробления бизнеса не отказался (либо отказался частично), то и его обязанность по уплате задолженности за 2022—2024 гг. не прекращается (или прекращается только в соответствующей части). Решение, которым установлена задолженность за 2022—2024 гг., в этом случае вступает в силу и подлежит принудительному исполнению.
обратите внимание!
Получается, что если налоговый орган не проводил выездную проверку за 2022—2024 гг. и не зафиксировал факт «дробления бизнеса» и величину задолженности, то комментируемый порядок на налогоплательщика не распространяется.
Если налогоплательщик, применявший дробление бизнеса в 2022—2024 гг., отказался от «дробления» за 2025 и (или) 2026 г. только после назначения проверки за 2025—2026 гг., то к нему будет применена своеобразная санкция: он должен погасить задолженность и за 2024 г., чтобы была прекращена его обязанность по уплате задолженности за 2022—2023 гг.
Внесение поправок в УК, УПК РФ не планируется. В уголовно-правовой сфере порядок будет действовать путем «блокирования» направления материалов налоговыми органами в правоохранительные по п. 3 ст. 32 НК РФ (чтобы не было единственного повода для возбуждения уголовных дел по «налоговым» ст. 198—199.2 УК РФ, предусмотренного ч. 1.3 ст. 140 УПК РФ).
В законопроекте также указано, что при прекращении применявших «дробление бизнеса» лиц (в результате реорганизации, ликвидации, банкротства, прекращения деятельности ИП, обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом), обязанность по уплате задолженности за 2022—2024 гг., возникшая в связи с дроблением бизнеса, прекращается. Если решением выездной проверки установлено, что осуществление деятельности налогоплательщика с использование дробления бизнеса продолжается в 2025 и 2026 гг. иной группой лиц, на такие лица возлагается обязанность по уплате налогов, отраженных в решении по результатам проверки налогоплательщика за налоговые периоды 2022—2024 гг., пеней и штрафов в связи с дроблением бизнеса. Здесь можно предвидеть споры с налоговыми органами.
Комментируемые поправки в существующем виде вызывают множество вопросов. Не исключено, что в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме нормы претерпят изменения. Рекомендации налогоплательщикам — внимательно следить за рассмотрением поправок и соотносить их со своими обстоятельствами.