Момент для изменения налоговой системы выбран вполне удачно

| статьи | печать

Такое заключение, проанализировав сценарий изменения ее параметров, дают ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН в новом «Квартальном прогнозе ВВП».

К сожалению, как всегда, обстоятельным рассказом экспертов ИНП о текущей ситуации в налогово-бюджетной сфере приходится пожертвовать, поскольку в этот раз его «вытесняет» на полосе добротный анализ последствий изменения налоговой системы.

Прогноз

«По итогам 2024 г. доходы консолидированного бюджета, по нашим оценкам, составят 55,1 трлн руб., увеличившись на 7% относительно уровня 2023 г. Динамика поступлений по налогам будет разнонаправленной, фронтального их роста в текущем году мы не ожидаем», — пишут авторы прогноза.

По их оценкам, уверенный рост будет зафиксирован по поступлениям НДФЛ (+15% год к году) и НДПИ (+33%), также увеличатся бюджетные доходы по акцизам (+51%) и НДС (+6%). Одновременно снизятся вывозные пошлины для товаров ТЭК (на 55%) в связи с обнулением таможенных ставок на нефть и нефтепродукты. Наибольшую нагрузку на устойчивость бюджетной системы (особенно ее региональной составляющей) станет снижение налога на прибыль (на 5%, в том числе с обвалом на 28% в IV квартале на фоне высокой базы сравнения).

В случае выполнения консолидированного бюджета с дефицитом в размере 1,6 трлн руб. (0,8% к ВВП) его расходы составят 56,6 трлн руб., что превысит прошлогодний показатель на 3% (фактически, отмечают аналитики ИНП, это озна­чает сокращение в реальном выражении на 4,4%).

«При условии ускоренного роста расходов на оборону это накладывает серьезные ограничения на объем бюджетных ресурсов для расширения финансирования по прочим направлениям. Например, мы ожидаем, что расходы на национальную экономику увеличатся год к году только на 5% (то есть в реальном выражении снизятся на 2,5%)», — не радуют выводом ученые.

Согласно их расчетам, в 2025—2027 гг. динамика доходов консолидированного бюджета будет находиться в диапазоне +5—6% в год, при этом опорой этого роста станут поступления ненефтегазовых доходов (которые будут увеличиваться на 6—13% ежегодно), тогда как нефтегазовые налоги будут сокращаться вплоть до 2027 г. на 1,5—3,5% год к году. Это приведет к снижению их доли в общем объеме доходов до 26% против 31% в 2024 г.

В этих условиях номинальная динамика расходов не будет превышать 4,5—6% в год при стабилизации уровня дефицита на отметке 0,3—0,6% к ВВП.

Основными источниками финансирования бюджетного дефицита в текущем году авторы прогноза предполагают ранее накопленные средства ФНБ (в размере 1,4 трлн руб.) и эмиссию госбумаг (чистый годовой объем 2,6 трлн руб.).

Если в условиях высоких процентных ставок Минфин РФ решится осуществить эту эмиссию в полном объеме, остатки на счетах могут составить до 5 трлн руб. (против 3 трлн руб. в 2023 г.), что дает существенный вариант для маневра как в части расходов, так и относительно источников финансирования дефицита (см. таблицу), полагают аналитики ИНП.

Однако они предупреждают, что уже в 2025—2026 гг. положительные остатки на бюджетных счетах формироваться не будут при условии реализации бюджетного правила (с пополнением ФНБ за счет дополнительных нефтегазовых доходов) и умеренной динамики наращивания госдолга.

«В таких условиях вклад бюджетных расходов в формирование общеэкономической динамики будет неуклонно снижаться: темпы роста государственного потребления не превысят +1,2—1,9% в год, государственных инвестиций — +0,6—1,6% в реальном выражении», — подсчитали ученые ИНП.

Сценарий изменения

Они констатируют, что существующая налоговая система в новых реалиях не позволяет реализовать одновременное решение социальных проблем, полномасштабного финансирования оборонных и инвестиционных расходов.

Авторы «сценария» представили возможные результаты реализации новой налоговой системы при выполнении следующих условий:

  • изменение прогрессии по НДФЛ: ставка 13% для годового дохода до 2,4 млн руб., 15% для дохода от 2,4 млн до 5 млн руб., 18% для дохода от 5 млн до 20 млн руб., 20% от 20 млн до 50 млн руб., 22% свыше 50 млн руб.;

  • введение налогового вычета по НДФЛ для семей с двумя и более детьми и уровнем дохода на члена семьи менее 1,5 прожиточных минимумов;

  • повышение ставки налога на прибыль с 20 до 25% с сохранением действующих параметров инвестиционного вычета;

  • реализация прочих мер по донастройке налоговой системы в части применения УСН и повышения НДПИ для части предприятий, добывающих полезные ресурсы, кроме нефти и газа (суммарный объем бюджетных доходов по этому пунк­ту оценивается Минфином РФ в 467 млрд руб. в 2025 г.);

  • сохранение бюджетного дефицита на уровне инерционного сценария (то есть все дополнительные доходы будут использованы на финансирование бюджетных расходов);

  • дополнительные доходы по НДФЛ будут «окрашены» и полностью использованы для социальной поддержки.

«При такой конфигурации бюджетной и налоговой системы консолидированный бюджет в 2025 г. получит дополнительные доходы в размере 2,6 трлн руб. (здесь наши оценки совпадают с оценками Минфина РФ)», — констатируют ученые.

Они ожидают, что ускоренный рост ненефтегазовых доходов (по налогу на прибыль — +33% в 2025 г., по НДФЛ — +15%, по прочим — +12% год к году) снизит значимость нефтегазовой составляю­щей в формировании общего объема бюджетных доходов (до 27% против 28% в инерционном сценарии). При сохранении бюджетного дефицита на уровне 0,3—0,6% к ВВП ускорение динамики расходов относительно инерционного сценария станет существенным — до +9% в 2025 г. и +5,5% в 2026—2027 гг.

По подсчетам авторов прогноза, в 2025 г. динамика реальных располагаемых доходов населения замедлится в 1,5 раза, что приведет к снижению темпов прироста ПДХ с 3% год к году в инерционном сценарии до 2,6% при изменении налоговой системы. Одновременно на 0,4 п.п. замедлится динамика негосударственных инвестиций (с 4,1 до 3,7%), что приведет к «потерям» в этом секторе на 260 млрд руб. в 2025—2027 гг. Рост государственных инвестиций за счет увеличения бюджетных ресурсов (на 2,4% против 1,6% в инерционном сценарии) не сможет полностью компенсировать это замедление, в итоге суммарный объем инвестиций в 2025 г. увеличится на 2,8% (против +3% в сценарии без изменения налоговой системы).

Общие экономические «потери» окажутся не столь существенными за счет ускорения динамики государственного потребления (на 0,3 п.п. ежегодно в 2025—2027 гг.) и сокращения потребительского импорта (на 63 млрд руб. за весь период).

«Таким образом, можно констатировать, что момент для изменения налоговой системы был выбран достаточно удачно. Тот импульс, который сохраняется для экономического роста в ближайшие три — четыре года, при динамике ВВП выше 2% позволяет повысить обеспеченность бюджета финансовыми ресурсами, а изъятие дополнительных средств у населения и бизнеса не приводит к значимому ухудшению показателей конечного спроса за счет устойчивости экономического развития», — заключают ученые ИНП РАН.

 

Прогноз показателей исполнения консолидированного бюджета (КБ)

 

2024

2025

2026

2027

Доходы КБ, трлн руб.

55,1

58,4

61,4

65,3

доля нефтегазовых доходов, %

30,7

28,1

26,4

25,9

доля ненефтегазовых доходов, %

69,3

71,9

73,6

74,1

Доходы КБ, % к ВВП

28,8

28,0

27,1

26,7

Нефтегазовый трансферт, % ВВП*

6,1

5,7

5,2

5,0

Расходы КБ, трлн руб.

56,6

59,2

62,7

66,0

Расходы КБ, % к ВВП

29,6

28,3

27,7

27,0

Дефицит (–) / профицит (+) КБ, % к ВВП

–0,8

–0,4

–0,6

–0,3

Чистая эмиссия ценных бумаг, % к ВВП

1,4

1,4

1,5

1,4

Чистое внешнее заимствование, % к ВВП

–0,2

–0,2

–0,2

–0,2

Объем (на конец года) накопленных средств ФНБ (без учета курсовой разницы и доходов от размещения средств фондов), трлн руб.

11,9

14,2

16,2

18,3

* Включает как текущие нефтегазовые доходы, направляемые в ФБ, так и средства суверенных фондов, накопленные ранее, перечисляемые для покрытия дефицита бюджета

Источник: ИНП РАН