Анна Савкунова,
старший юрист практики недвижимости и строительства Nextons
Законопроект предусматривает деление на ККР: федерального, регионального и местного значения. При этом полномочия по выполнению ККР федерального значения отнесены к полномочиям ППК «Роскадастр».
ППК «Роскадастр» будет выполнять ККР федерального значения на основании получаемых из федерального бюджета субсидий, а перечень кадастровых кварталов для ККР федерального значения будет формироваться на основании предложений (заявок) органов государственной власти субъектов и предложений самого ППК «Роскадастр».
ККР регионального и местного значения будут выполняться по заказу уполномоченных органов государственной власти субъекта или уполномоченных органов местного самоуправления, а подрядчики, как и ранее, будут выбираться по результатам конкурсных процедур.
В пояснительной записке к законопроекту выделение ККР федерального значения в отдельный вид ККР и отнесение полномочий по выполнению указанного вида ККР к полномочиям ППК «Роскадастр» мотивировано тем, что 35,5% земельных участков и 71,5% объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не имеют точного описания местоположения контура границ и контура зданий, кроме того, в ЕГРН содержится около 8,5 млн реестровых ошибок.
Соответственно, точность данных в ЕГРН можно будет повысить за счет того, что ККР федерального значения будут выполняться ППК «Роскадастр», который имеет опытный и квалифицированный штат. Это должно уменьшить сроки проведения ККР, увеличить качество результата работ и сэкономить бюджетные средства.
В пояснительной записке также обращено внимание на то, что зачастую качество выполнения ККР подрядчиками, выбранными по результатам конкурса, — низкое. В некоторых случаях между датой окончания проведения ККР и внесением сведений в ЕГРН может пройти до нескольких лет, ввиду необходимости многократной доработки карты-плана. И, как указано в пояснительной записке, даже подготовка Росреестром типового технического задания на выполнение ККР, которое учитывает и минимизирует риски, связанные с некачественным выполнением ККР, не спасло ситуацию, поскольку не все регионы его применяли при подготовке конкурсной документации.
В целом отнесение полномочий по проведению ККР федерального значения к полномочиям ППК «Роскадастр» выглядит логичным, учитывая, что сама ППК «Роскадастр» изначально создавалась как раз как компания полного цикла в сфере пространственных данных. При этом, скорее всего, ППК «Роскадастр» возьмет на себя большой объем выполнения ККР, что, соответственно, уменьшит объем ККР, за право осуществить которые кадастровые инженеры могли бы побороться в процессе конкурса.