Независимым кадастровым инженерам останется только рынок комплексных кадастровых работ регионального и муниципального значения

| статьи | печать

Правительство предложило в целях совершенствования и оптимизации процесса выполнения комплексных кадастровых работ (далее — ККР) наделить ППК «Роскадастр» полномочиями по выполнению ККР федерального значения за счет субсидий из федерального бюджета1. Ожидается, что поправки в Закон о кадастровой деятельности вступят в силу с 1 января 2025 г. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов прокомментировать инициативу.


1 Законопроект № 643017-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий эксперта

В Закон о кадастровой деятельности предлагается включить новый раздел, регулирующий порядок проведения ККР Федерального значения. Из интересного:

  • в случае проведения ККР федерального значения тендер на заключение госконтракта не проводится. ППК и Росреестр заключают между собой соглашение о предоставлении субсидий на проведение ККР федерального значения, при этом ККР местного и регионального значения по-прежнему проводятся путем осуществления государственных закупок;

  • в текущей редакции законопроекта Росреестру переданы полномочия по отбору кадастровых кварталов, в отношении которых будут проводиться ККР федерального значения (перечень будет формироваться отдельным нормативным актом);

  • в остальном проведение ККР федерального значения не сильно отличается от принятого на данный момент порядка проведения ККР:

— заключение соглашения;

— объявление о проведении ККР на территории проведения ККР;

— формирование Согласительной комиссии;

— составление карты-плана территории (проведение кадастровых работ);

— утверждение карты-плана согласительной комиссией;

— регистрация изменений новых границ, предусмотренных картой-планом Росреестра.

Путем проведения ККР предлагается образование земельных участков (без регистрации права собственности) из земель, на которых расположены объекты капитального строительства, а также образование участков общего пользования и земельных участков общего назначения (в границах СНТ, ГСК).

Цель законопроекта — разработать систему, которая поможет в кратчайшие сроки с наименьшими затратами для бюджета выполнить очень важную задачу, а именно внести в Росреестр сведения об огромном количестве неучтенных земельных участков, а также исправить огромное количество технических и реестровых ошибок, которые содержатся в сведениях Росреестра.

Полагаю, что большая часть ККР будет производиться за счет федерального бюджета и, соответственно, будет передаваться ППК. В связи с этим сохранение закупочных процедур, в том числе и ККР федерального значения, позволило бы в случае отсутствия заявок передавать их выполнение ППК, что позволит обеспечить проведением ККР труднодоступные и малонаселенные регионы и сохранить конкуренцию в регионах с более высоким предложением.

Законопроект предполагает направление правообладателям результатов в электронной форме (в том числе по почте, указанной в ЕГРН). Полагаю, что такой способ уведомления в дальнейшем может привести к огромному количеству споров, что, в свою очередь, создаст дополнительную нагрузку на судебную систему. В связи с этим считаю, что в текущей редакции положения законопроекта хорошо применимы исключительно в слабозаселенной местности, для постановки на кадастровый учет объектов, находящихся в государственной собственности. Осуществление ККР на густонаселенных территориях, как указано выше, может привести к огромному количеству споров, как на стадии проведения ККР, на стадии утверждения результатов ККР, так и после проведения установленных процедур.

Комментарий эксперта

Наделение ППК «Роскадастр» полномочиями по выполнению комплексных кадастровых работ (ККР) имеет важное значение для отрасли и заслуживает оценки с нескольких сторон.

Законопроект выделяет ККР федерального, регионального и местного значения. При этом «федеральные» ККР будет выполнять Роскадастр за счет средств субсидий, для чего должны быть разработаны правила предоставления субсидий из бюджета на выполнение комплексных кадастровых работ федерального значения. Фиксированную стоимость таких работ в расчете на один объект недвижимости предполагается установить на уровне 1200 руб., уточняется в пояснительной записке.

В свою очередь, подрядчики (исполнители) для выполнения ККР регионального и местного значения должны будут по-прежнему отбираться с применением процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.

Цели законопроекта понятны — это повышение эффективности государственного контроля за ключевыми (федерального значения) ККР как в части их выполнения, так и в части финансирования. По логике государственная ППК «Роскадастр» будет более управляемой в этом смысле, чем отбираемые по тендерам «разрозненные» исполнители, а расходование средств на ККР будет более обоснованным и, соответственно, прозрачным и рачительным.

Для реализации ряда организационных шагов предполагается обеспечение ППК достаточными для такого объема работ компетентными кадрами, оборудованием и иными ресурсами. А это опять же федеральное финансирование — либо дополнительное, либо за счет тех же субсидий.

Конечно, эти проблемы можно отнести к решаемым (например, в штаты ППК может трудоустроиться в том или ином виде часть независимых сейчас кадастровых инженеров), как, по-видимому, и готовность федерального бюджета нести подобные допрасходы. Но с точки зрения законодательства о конкуренции сталкиваются интересы усиления госконтроля и задачи проконкурентной политики того же государства, интересы частного бизнеса.

Очевидно, что, выбирая между этими весьма важными интересами, государство делает в этой конкретной ситуации выбор в пользу первых. В то же время такой выбор смягчается уже упомянутым сохранением порядка закупки ККР регионального и местного значения через тендерные инструменты Закона № 44-ФЗ, что позволит бизнесу продолжать работу по крайней мере в этих сегментах.

Комментарий эксперта

Законопроект вносит изменения в части финансирования выполнения ККР за счет бюджетных средств. В частности, предлагается определить виды ККР в зависимости от источника бюджетного финансирования, заказчика и их значения на:

  • ККР федерального значения;

  • ККР регионального значения;

  • ККР местного значения.

ККР федерального значения предлагается выполнять на основании прямого соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета, заключенного между ППК «Роскадастр» (исполнитель работ, получатель средств федерального бюджета) и федеральным органом исполнительной власти.

При этом законопроект не отменяет необходимости проведения процедур, предусмотренных Законом № 44-ФЗ в отношении ККР регионального и местного значения, выполняемых на основании контракта.

Подробно об особенностях выполнения ППК «Роскадастр» комплексных кадастровых работ федерального значения планируется указать в отдельной статье закона — 42.12.

Таким образом, принятие законопроекта позволит эффективно расходовать средства федерального бюджета.

Комментарий эксперта

Законопроект предусматривает деление на ККР: федерального, регионального и местного значения. При этом полномочия по выполнению ККР федерального значения отнесены к полномочиям ППК «Роскадастр».

ППК «Роскадастр» будет выполнять ККР федерального значения на основании получаемых из федерального бюджета субсидий, а перечень кадастровых кварталов для ККР федерального значения будет формироваться на основании предложений (заявок) органов государственной власти субъектов и предложений самого ППК «Роскадастр».

ККР регионального и местного значения будут выполняться по заказу уполномоченных органов государственной власти субъекта или уполномоченных органов местного самоуправления, а подрядчики, как и ранее, будут выбираться по результатам конкурсных процедур.

В пояснительной записке к законопроекту выделение ККР федерального значения в отдельный вид ККР и отнесение полномочий по выполнению указанного вида ККР к полномочиям ППК «Роскадастр» мотивировано тем, что 35,5% земельных участков и 71,5% объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН, не имеют точного описания местоположения контура границ и контура зданий, кроме того, в ЕГРН содержится около 8,5 млн реестровых ошибок.

Соответственно, точность данных в ЕГРН можно будет повысить за счет того, что ККР федерального значения будут выполняться ППК «Роскадастр», который имеет опытный и квалифицированный штат. Это должно уменьшить сроки проведения ККР, увеличить качество результата работ и сэкономить бюджетные средства.

В пояснительной записке также обращено внимание на то, что зачастую качество выполнения ККР подрядчиками, выбранными по результатам конкурса, — низкое. В некоторых случаях между датой окончания проведения ККР и внесением сведений в ЕГРН может пройти до нескольких лет, ввиду необходимости многократной доработки карты-плана. И, как указано в пояснительной записке, даже подготовка Росреестром типового технического задания на выполнение ККР, которое учитывает и минимизирует риски, связанные с некачественным выполнением ККР, не спасло ситуацию, поскольку не все регионы его применяли при подготовке конкурсной документации.

В целом отнесение полномочий по проведению ККР федерального значения к полномочиям ППК «Роскадастр» выглядит логичным, учитывая, что сама ППК «Роскадастр» изначально создавалась как раз как компания полного цикла в сфере пространственных данных. При этом, скорее всего, ППК «Роскадастр» возьмет на себя большой объем выполнения ККР, что, соответственно, уменьшит объем ККР, за право осуществить которые кадастровые инженеры могли бы побороться в процессе конкурса.