Российскому режиму налогового мониторинга уже почти 10 лет, им пользуются 569 компаний (на долю которых тем не менее приходится 37% налоговых поступлений в бюджет). К юбилею режима эксперты ДРТ провели опрос о том, что волнует налогоплательщиков в регулировании режима налогового мониторинга и как сделать данный режим взаимодействия с налоговым мониторингом еще более привлекательным для бизнеса.
Уровень тревожности респондентов
Мы собрали наиболее часто высказываемые налогоплательщиками опасения и попросили респондентов оценить уровень своей обеспокоенности относительно каждого пункта. В результате мы выяснили, что усредненный уровень тревожности респондентов, которые уже являются участниками налогового мониторинга (от 1,9 до 6,2 балла), значительно ниже уровня тревожности респондентов, которые только рассматривают для себя данный режим (от 4,9 до 9,0 балла).
В первую очередь мы связываем это с различием в глубине изучения специфичных регуляторных и технологических вопросов, которые по мере исследования становятся более понятны, предсказуемы и перестают вызывать бурную эмоциональную реакцию.
Стресс респондентов — «наблюдателей» режима также может быть связан с ожиданием перестройки значительного количества внутренних процессов и необходимостью переобучения проектной команды, ведь ожиданию перемен, пусть даже к лучшему, всегда сопутствует тревожность. По мере выстраивания новых бизнес-процессов и привыкания к ним тревожность сходит на нет, а взамен приходит уверенность в собственных силах.
Нельзя забывать и об усилиях ФНС и профессиональных участников рынка налогового мониторинга в направлении организации экспертных сообществ, обмена знаниями и опытом между налогоплательщиками, уже перешедшими на новый режим взаимодействия с налоговым органом. Так, экспертные сообщества позволяют быстро узнавать о готовящихся нововведениях, обсуждать практические сложности и быстро находить совместными усилиями ответы на интересующие практиков вопросы.
Наиболее обеспокоенные отрасли экономики
Ожидаемо, среди компаний, не участвующих в налоговом мониторинге, наивысший уровень беспокойства присущ тем отраслям, которые не являются ключевой «целевой аудиторией» налогового мониторинга. Среди рекордсменов тревожности — респонденты из сферы образования, транспорта и инфраструктуры. Действительно, доля таких компаний в периметре налогового мониторинга пока крайне невелика. Более того, для части компаний из этих сегментов не выработаны отраслевые подходы к составлению матрицы рисков и раскрытию контрольных процедур.
При этом важно отметить, что актуальность цифровизации для компаний из сфер образования и инфраструктуры может в ближайшее время резко вырасти в связи с предстоящим принятием закона об упразднении численных порогов для перехода на налоговый мониторинг государственными и муниципальными предприятиями — именно с этими изменениями представители налоговой службы связывают перспективы значительного роста режима. По мере нарастания специфичного индустриального опыта в налоговом мониторинге уровень тревожности данной категории налогоплательщиков должен снижаться, как это происходит, например, в нефтегазовой отрасли — лидере среди участников налогового мониторинга, которому присуща минимальная тревожность.
Среди участников налогового мониторинга высокой тревожностью отличаются ИТ-компании. Осмелимся предположить, что для ИТ-бизнеса свойственен экспоненциальный рост, при этом уровень развития внутренних служб часто отстает от масштабов бизнеса и функционирует в догоняющем режиме. Таким образом, даже решившись на цифровое взаимодействие с налоговым органом (столь ожидаемое от ИТ-компании), представители финансовых служб технологических компаний могут находиться в состоянии повышенной тревожности.
Вероятно, ситуацию может сгладить уже ведущаяся просветительская работа налоговых органов, связанная с продвижением режима среди налогоплательщиков, представляющих отрасли экономики, мало представленные в налоговом мониторинге.
Области регулирования режима, вызывающие наибольшее беспокойство среди налогоплательщиков
Бытует мнение, что основной причиной, по которой налогоплательщики не торопятся переходить к цифровому взаимодействию с налоговой инспекцией, связана с риском повышения налоговой нагрузки и риском получения неблагоприятных мотивированных мнений. Наш опрос показал, что все перечисленные опасения замыкают список беспокойств, причем как у действующих участников налогового мониторинга, так и у заинтересованных наблюдателей данного режима (ни один из предложенных ответов не набрал более 4 баллов).
Респонденты единогласно выбрали основной повод для беспокойства — технологическое обеспечение режима налогового мониторинга, включая финансовые затраты на программное обеспечение для непосредственного взаимодействия с налоговым органом (6,24 балла) и развитие системы внутреннего контроля (5,5 балла), быструю смену правового регулирования в части технологических требований к участникам налогового мониторинга и затруднения при планировании финансовых и трудовых ресурсов для поддержания актуальности систем в данном режиме (6,21 балла). Кроме того, респонденты отмечают необходимость значительного переобучения или даже замены команды налоговых специалистов и специалистов по СВК (4,74 балла). Анализируя новый пласт массива технологических требований (например, Цифровой налоговый кодекс), налогоплательщики считали недвусмысленным намек на смену приоритетов контроля: разворот от международных стандартов, в основе которых лежит развитие СВК, к привычным для российских налоговых инспекторов принципов контроля за конкретными финансовыми операциями при расчете налоговых обязательств.
Почетное второе место занимают опасения, вовсе не связанные с налоговым мониторингом (5,0 балла), такие, например, как предстоящая налоговая реформа, введение прогрессивной шкалы по НДФЛ и повышение ставки налогообложения прибыли.
Тройку лидеров замыкают опасения административного характера, в частности текучка кадров на стороне налоговых органов и необходимость постоянно обучать новых проверяющих работе в витрине данных (4,21 балла).
Риски, о которых не рассказывают до вступления в режим
Респонденты, которые являются участниками налогового мониторинга, отвечали на вопрос о рисках, выявленных в ходе работы в режиме налогового мониторинга. При этом 68% из данной категории респондентов ответили, что непредвиденных сюрпризов режим не преподнес, но можно ожидать повышения требований регулятора.
Тем не менее есть и другая версия: 9% респондентов из категории участников налогового мониторинга ответили, что существуют риски, зная о которых заранее, они бы отказались от перехода на налоговый мониторинг (из анализа их ответов следует, что риски эти связаны в основном с технологическим обеспечением режима).
Ограничения исследования
Отметим, что целью данного опроса было выявление нюансов, нивелирование которых может повысить привлекательность режима для налогоплательщиков. За рамками данного исследования осталось изучение вторичных выгод, которые сопутствуют цифровой трансформации взаимодействия с налоговым органом, таких как повышение качества финансовой и управленческой отчетности, повышение эффективности финансового бюджетирования, репутационные выгоды, включая повышенное доверие финансовых институтов и снижение трудозатрат на подтверждение добросовестности как контрагента. Существует высокая вероятность, что оценка особенностей режима в сопоставлении с его скрытыми выгодами могла бы сгладить эмоциональный фон и позволила бы иначе взглянуть на неумолимо приближающуюся налоговую цифровизацию.