Платформенная экономика: власти готовятся навести порядок

| статьи | печать

Платформы и маркетплейсы за последние годы не только стали устойчивым драйвером роста в различных сферах экономики и развития МСП, но и накопили за это время ряд вопросов к своей работе, которые требуют системного регулирования. Об этом заявил замминистра экономического развития России Максим Колесников. Решения, призванные упорядочить работу этих площадок, уже готовятся.

В рамках ПМЭФ-2024 М. Колесников привел такую статистику: «По разным оценкам, только в прошлом году объем торговли на цифровых платформах совокупно приблизился к отметке 8 трлн руб., было сделано порядка 5 млрд заказов. Это существенная доля рынка». По его словам, «платформитизация» экономики уже имеет ряд особенностей.

Во-первых, остро стоит вопрос социальной защиты платформенных занятых, включая отсутствие отпусков, больничных, пенсионных отчислений, соцвзносов, необходимых налоговых платежей. Далее — вопрос ответственности за оборот контрафактных и несертифицированных товаров, безопасность и качество предлагаемых услуг.

Защита прав потребителей фактически базируется на отзывах и рейтингах продавцов, а площадки отвечают только за корректность данных о них. «Вопросы занятости, качества товаров и услуг, организация работы пунктов выдачи заказов, налоговое агентирование. Все это достаточно остро стоит на повестке. Причем существующее регулирование этой сферы носит фрагментарный характер. Мы выступаем за создание единого отраслевого закона для цифровых платформ, который аккумулировал бы ответы на эти базовые вопросы», — подчеркнул М. Колесников.

Он уточнил, что проектируемое регулирование, в частности, должно создать единый понятийный аппарат, сформулировать, что такое платформенная занятость, как будут действовать антимонопольное регулирование и торговые отношения поставщиков и покупателей, каким образом организовать хранение, обработку и передачу персональных данных, проводить налоговое администрирование. Часть вопросов Минэкономразвития предлагает закрепить на уровне саморегулирования. «В целом нам кажется, что отрасль готова к такому закону. И мы готовы вместе с отраслью его разрабатывать», — отметил М. Колесников.

В апреле 2024 г. Институт социальной политики НИУ ВШЭ провел масштабное исследование российской платформенной занятости. По оценкам ученых, общий охват населения в возрасте 18—72 лет платформенной занятостью в России увеличился с 14,6% в апреле 2022 г. до 16,0% в апреле 2024 г., в том числе регулярной платформенной занятостью — с 3,2 до 3,5%, а эпизодической — с 11,4 до 12,5%. Генерализация данных показывает, что численность регулярной платформенной занятости увеличилась с 3,4 млн человек в начале 2022 г. до 3,7 млн в начале 2024 г.

Каким должно быть регулирование платформенной экономики со стороны государства — в ответах экспертов.

Комментарий эксперта

Решения, которые будут определять существование платформенной экономики в части ее системного регулирования на многие годы, разрабатываются прямо сейчас. Они готовятся в очень специфических условиях высокой промышленной конъюнктуры, когда государство и бизнес озабочены не высокой безработицей, а, напротив, нехваткой и квалифицированного, и неквалифицированного труда. Очень важно, чтобы понимание этого присутствовало в предложениях Минэкономразвития России.

Вообще, в мире проблематика платформенной занятости начала активно обсуждаться с 2010-х гг. Неоднородное сочетание новейших ИТ-технологий с архаичными формами организации наемного труда привлекает внимание как профсоюзов и работодателей, так и государства. Речь тут идет о разрозненности трудящихся, не имеющих механизмов коллективно защищать свои права, что ведет к нестабильности занятости в том числе.

Во всем мире скорость развития цифровых платформ опережает законодательное регулирование их деятельности, выдавливая их в своего рода «серую зону». Однако недопустимо, чтобы преимущества платформенной экономики — гибкость, незабюрократизированность, низкий «уровень входа» — реализовывались за счет недостаточных гарантий оплаты труда (или даже их отсутствия), социального и медицинского страхования, условий работы и техники безопасности.

В России на бурный всплеск экономического роста и ускоренной реиндустриализации, вызванной современными экономическими вызовами, санкциями и задачами импортозамещения, с неизбежностью будет накладываться и платформенный сегмент экономики, ведущий к трансформации рынка труда. Важно понимать, что в рамках платформенной занятости работают не только таксисты или, например, курьеры, но и высококвалифицированные узкие специалисты с уникальным опытом. Вообще, в новой редакции российского закона «О занятости населения» под платформенной занятостью понимается «деятельность граждан по личному выполнению работ на основе договоров, которые заключаются с использованием информационных систем (цифровых платформ занятости), обеспечивающих взаимодействие всех сторон с помощью интернета».

Вместе с тем юридические и нормативные аспекты их работы вплоть до настоящего времени остаются законодательно неустановленными. Разбалансированность рынка труда ведет к своего рода парадоксам, когда относительно неквалифицированные трудящиеся, например курьеры, зарабатывают больше, чем высококвалифицированные рабочие на промышленных предприятиях, включая и оборонные.

Профсоюзы встревожены социальной незащищенностью платформенно занятых, подчеркивая, что их охват профсоюзным движением крайне низок, на порядок ниже, чем в европейских странах. Резолюция XII съезда ФНПР подчеркивает, что «профсою­зы считают необходимым установить равенство в трудовых правах для всех категорий трудящихся независимо от формы занятости, включая самозанятость и платформенную занятость. Это сократит избыточный переток кадров в непроизводственную сферу, устранит недобросовестную конкуренцию за счет эксплуатации труда собственниками цифровых платформ, повысит стоимость труда и уровень жизни трудящихся».

Существующая организация профсоюзов на предприя­тиях плохо сочетается с требованиями платформенной экономики. Навязывание обществу понимания платформенной занятости как некой формы между самозанятостью и индивидуальным предпринимательством, помимо прочего, направлено на нарушение единства трудящихся в борьбе за свои права, например между таксистами, работающими на платформы и в традиционных таксопарках. Нормы трудового законодательства не всегда применимы к занятым на цифровых платформах, например, платформы могут выдвигать требования, запрещенные или ограниченные трудовым законодательством.

Комментарий эксперта

Один важный элемент регулирования платформенной экономики уже, можно сказать, готов: мы, эксперты, знаем, что в Государственной Думе готов к внесению закон о платформенной занятости — закон-сателлит недавно принятого общего закона о занятости.

Те из экспертов, кто знаком с текстом проекта, крайне высоко его оценивают. Еще более важно, что этот проект вырабатывался вместе с рынком, вместе с самими платформами. Это представляется крайне важным опытом для любого регулирования такой сложной сферы, как платформенная экономика.

Однако пока что даже Росстат только приступает к определению того, что именно государство понимает под платформенной экономикой и ее границами: только сейчас начинают вырабатываться основы методологии ее описания и оценок.

В этой связи очень важно не пытаться искать простых и неправильных решений «привинтить» платформенную экономику к какому-то уже существующему понятному регулированию, будь то Закон о торговле — для маркетплейсов, или Закон о профсоюзах — для коллективных форм организации занятых на платформах, или действующее антимонопольное законодательство — для платформ-агрегаторов. Мировой опыт показывает, что нигде, ни в одной стране, этот путь не привел к успеху.

Прежде всего нужен закон о платформах-агрегаторах как организаторах экономических сделок между продавцом и покупателем. Рамочный закон, который будет определять место новой бизнес-модели в общей структуре российской экономики. Который будет предъявлять к платформам со стороны государства и общества только те требования, которые соответствуют характеру их деятельности.

Опираясь на этот документ, можно будет заниматься регулированием и конкуренции, и социальных функций, и прав потребителя — всем спектром вопросов и тем платформенной экономики. Но прежде всего нужно четко определить, что это такое и где этому новому сектору место в общей экономической конструкции России.