Как изменится нагрузка на налогоплательщиков в связи с реформированием налоговой системы

| статьи | печать

В Госдуме первое чтение прошел законопроект № 639663-8 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части совершенствования налоговой системы. Напомним, что в Думу его внесло Правительство РФ. Власти планируют выстраивать справедливую налоговую систему, в частности, скорректировать порядок обложения НДФЛ, НДПИ налогом на прибыль организаций, провести амнистию для налогоплательщиков, применяющих «дроб­ление бизнеса» и др. Изменится ли при этом административная нагрузка на налогоплательщиков в лучшую или худшую сторону? Об этом мы поговорили с Сергеем Сосновским, к.ю.н., партнером компании «Пепеляев групп».

«ЭЖ»: Какие изменения предлагает Правительство РФ внести в Налоговый кодекс РФ? На какие новшества нужно обратить внимание бизнесу и гражданам?

С.С.: Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о реформе налоговой системы, который прошел первое чтение. Законодатели планируют, что обсуждаемые изменения начнут действовать уже с 2025 г. Они предлагают усовершенствовать ­НДФЛ, предусмотреть «налоговую амнистию» для тех, кто готов отказаться от «дробления бизнеса», создать стимулы для малого бизнеса становиться средним и не только.

Прежде всего законопроект — плод длительной работы Минфина. Основные параметры изменений, как мне кажется, в ходе рассмотрения в парламенте не изменятся. Но детали, в том числе важные, вполне могут быть уточнены. Поэтому стоит следить за рассмотрением. Законопроект большой, в нем несколько групп норм, важны все, но не для всех.

Есть поправки по акцизам и налогу на добычу полезных ископаемых (­НДПИ). Они, очевидно, касаются только плательщиков этих налогов.

 

«ЭЖ»: Как указано в пояснительной записке, изменения по ­УСН направлены на создание условий для плавного и поэтапного перехода на общий режим нало­го­обложения с ­УСН, а также на борьбу со схемами «дробления бизнеса». Как Вы оцениваете эти коррективы?

С.С.: В законопроекте предусмотрены две группы правил, касаю­щихся специальных налоговых режимов.

Во-первых, так называемая «налоговая амнистия» для тех, кто «сэкономил» налоги, используя специальные налоговые режимы при «дроблении бизнеса». Почему так много кавычек? Словосочетания «налоговая амнистия» в законопроекте нет (хотя оно было в поручении президента по итогам послания Федеральному Собранию, которое и послужило катализатором разработки этих правил). Зато есть определения «дробление бизнеса» и «доб­ровольный отказ от дробления бизнеса». Но они довольно расплывчатые.

Кроме того, необычна сама юридическая конструкция. Не предполагается принятие индивидуальных актов налоговыми или правоохранительными органами о применении амнистии (прекращение уголовного дела в связи с актом амнистии, списание налоговой задолженности в связи с применением «амнистии» и т.д.). Также не предполагается подача налогоплательщиком до­кумен­та (заявления, специальной доб­ровольной декларации и т.п.) о применении «амнистии». Тем, кто применял «дробление», предлагается от этого «добровольно отказаться» и с 2025 г. исчислять налоги без «дробления». Тогда недоимку, пени и штрафы за 2022—2024 гг., которую налоговые органы могут доначислить в ходе выездной проверки, взыскивать не будут. Тем, кто видит у себя признаки «дробления», стоит присмотреться и задуматься.

Подробнее об этом читайте в «ЭЖ-Бухгалтер» № 22, 2024.

Во-вторых, введение обязанности платить ­НДС по специальным ставкам (в зависимости от оборота 5% или 7%) для тех, кто применяет упрощенную систему нало­го­обложения. На это стоит обратить внимание как тем, кто подпадает под действие этих правил, так и тем, у кого есть поставщики (подрядчики) на ­УСН — от них теперь будут поступать счета-фактуры с ­НДС. На мой взгляд, это существенное изменение и усложнение системы взимания ­НДС. Раньше у нас было три ставки (0%, «льготная» 10% и общая 20%, ранее 18%). А теперь будет целых пять (0%, 5%, 7%, 10%, 20%).

 

«ЭЖ»: Какие изменения затронут налог на прибыль организаций? С введением этих поправок к чему следует готовиться бизнесу?

С.С.: Наверное, большинства организаций коснется важнейшая поправка по налогу на прибыль организаций — увеличение ставки с 20 до 25%. Но это должно быть компенсировано для тех, кто инвестирует в развитие производства, введением федерального инвестиционного налогового вычета — расходы на инвестиции (на создание или улучшение основных средств и нематериальных активов) организации смогут вычитать даже не из прибыли, а из суммы налога, в результате чего эффективная ставка уменьшится. Но существующая редакция законопроекта предполагает, что конкретные параметры порядка применения вычета должно будет определить федеральное правительство. Вот тут точно можно предсказать политические баталии — и открытые, и «подковерные». Что получится в итоге — увидим.

 

«ЭЖ»: Что изменится в обложении ­НДФЛ? С введением нового порядка нало­го­обложения к чему следует готовиться физическим лицам?

С.С.: Самое громкое в налоговой реформе — это введение полноценной системы прогрессивного нало­го­обложения доходов физических лиц (­НДФЛ). Если смотреть глазами организаций-работодателей — ничего особенно не меняется. Да, нужно удерживать налог по повышенным ставкам, наверное, это несколько повысит «счетную» нагрузку на финансовые службы и бухгалтерии, но вряд ли это большая проблема в наше время. А само финансовое бремя ляжет на работников, налог ведь удерживается из их доходов. Другое дело, что где-то работники могут попросить о пропорцио­нальном увеличении зарплаты. Тут уже вопрос «рыночной силы» работников и работодателей. Где-то повысят, где-то завершится как в анекдоте: «Согласились на компромисс: он не повышает мне зарплату, а я — не увольняюсь».

А вот глазами физических лиц (всех нас с вами) все интереснее. Для начала — прогрессивные ставки от 13 до 22% будут касаться не всех видов доходов. Например, для дивидендов, доходов от операций с ценными бумагами, доходов от продажи долей участия в организациях и ряда иных доходов ставок по-прежнему будет две — 13% на доходы до 2,4 млн руб. в год и 15% на доходы свыше этой суммы. Есть детали также в отношении уплаты налога с прибыли ­КИК (но это история точно для «крутых ребят»).

Несколько увеличатся возможности физических лиц уменьшать облагаемые доходы на разно­образные вычеты (хотя тут революции пока не предполагается).

Ну и надо упомянуть так называемый «налоговый кешбэк», а официально — «семейную налоговую выплату», которую с 2026 г. будут получать граждане России, имеющие двух и более детей, со среднедушевым доходов в семье не выше 1,5 прожиточного минимума. Юридически это не часть налоговых отношений, а социальная выплата, которую будет производить Фонд пенсионного и социального страхования. Но право на ее получение и размер привязаны к уплаченному человеком в предшествующем году ­НДФЛ — размер будет равен разнице между уплаченным налогом и суммой налога с тех же доходов по ставке 6%. В результате, если смотреть комплексно, экономически у нас ставки в рамках прогрессивной системы будут от 6 до 22%.

 

«ЭЖ»: Как Вы в целом оцениваете грядущие изменения? Соблюден ли принцип справедливости, заложенный в основу совершенствования налоговой системы?

С.С.: В общем и целом — наша налоговая система с 2025 г. сильно изменится. Налоговое бремя вырастет. Будет ли это справедливое нало­го­обложение, как говорят инициаторы и разработчики поправок, — вопрос философский. Почти на уровне библейского «что есть истина?» Пока что все мы можем наблюдать в информационном пространстве множество шуток и мемов (иногда неприличных, но чем неприличнее, тем смешнее) на тему того, что платить высокий ­НДФЛ — это престижно. Новая для России картина, пока с интересом наблюдаем. А с нового года все так или иначе примем участие.