Насколько разбалансированы подготовка кадров и спрос на них в экономике

| статьи | печать

Учитывая крайнюю важность решения кадровой проблемы, ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) провели своего рода апробирование предлагаемого в рамках нацпроекта «Кадры» концептуального подхода и подготовили прогноз потребности в кадрах, включая сопоставление потребности с текущим уровнем выпуска специалистов с высшим образованием.

Результаты проделанной работы эксперты ЦМАКП изложили в «Тетради 12» своего очередного аналитического цикла «Тринадцать тезисов об экономике». Но предваряя основные выводы, они делают важное замечание.

Представляемые прогнозные оценки и, соответственно, оценки дисбалансов сделаны из предположения о сохранении структуры выпускников по полученным профессиям и специальностям, наблюдавшейся в 2023 г. Также не учитываются возможные существенные изменения в спросе из-за неожиданно быстрых технологических изменений.

«В рамках настоящей Тетради мы: а) оцениваем характерные масштабы текущей разбалансированности системы образования с точки зрения перспективных потребностей экономики; б) намечаем наиболее приоритетные направления структурных изменений в системе образования; в) тестируем основные возможности предполагаемой к применению в рамках нацпроекта схемы расчетов; г) отмечаем некоторые примечательные феномены в рассматриваемой области, которые могут быть небесполезны для исследователей, а также лиц, принимающих решения в этой сфере», — сообщают авторы анализа.

К сожалению, из-за ограниченности полосы из их основных выводов здесь представлены в основном те, что отражают первые два названных выше пункта.

Структурные дисбалансы

Аналитики ЦМАКП считают, что в текущем виде система как высшего, так и среднего профессионального образования полностью не готова к эффективному ответу на имею­щиеся и перспективные вызовы. Это прежде всего проявляется в наличии мощнейших структурных дисбалансов между спросом и предложением специалистов как по уровням системы образования, так и по группам профессий и специальностей.

Ученые констатируют, что ощутимые дисбалансы проявляются уже по уровням системы образования — с точки зрения перспективных потребностей экономики наблюдается заметный избыток специалистов с высшим профобразованием (ВПО) при нехватке специалистов со средним профессиональным образованием (СПО). Согласно расчетам ЦМАКП, избыток оценивается примерно в 2,7 млн человек до 2035 г. (220 тыс. в год в среднем за период, или 27% от числа выпущенных специалистов в 2023 г.). Нехватка специалистов с СПО оценивается в 3,6 млн человек (300 тыс. в год, или 42% от выпускников СПО, не поступивших в вузы).

Особо критичные дисбалансы наблюдаются при рассмотрении структуры выпускников ВПО в разрезе укрупненных групп профессий и специальностей.

С одной стороны, отмечают авторы анализа, даже в условиях выявленного общего избытка выпускников ВПО выделяется ряд важных групп специальностей, где прогнозируется обратная ситуация — дефицит специалистов. Среди укрупненных профгрупп к таким относятся: информационная безопасность, оружие и системы вооружения, нанотехнологии и наноматериалы, архитектура, фармация, информатика и вычислительная техника (таблица 1).

Группы специальностей с максимальным дефицитом выпускников, % удовлетворенности прогнозного спроса* (таблица 1)

Специальность

Значение

Информационная безопасность (10)

45

Оружие и системы вооружения (17)

58

Нанотехнологии и наноматериалы (28)

60

Архитектура (07)

60

Фармация (33

74

Информатика и вычислительная техника (09)

80

* В скобках — код ОКСО
Источник: ЦМАКП

С другой стороны, избыток просматривается для следующих групп профессий и специальностей (в части лиц с ВПО):

  • наибольший избыток — группа «политические науки и регионоведение», где предполагается более чем семикратное превышение выпускников над спросом;

  • значительный избыток — превышение числа выпускников над спросом в 2,5—3,3 раза;

  • ощутимый избыток — превышение числа выпускников над спросом в 1,7—1,9 раза (­таблица 2).

Группы специальностей с максимальным избытком выпускников, на одно рабочее место* (таблица 2)

Специальность

Значение

Политические науки и регионоведение (41)

7,2

Управление в технических системах (27)

3,3

Техносферная безопасность (20)

3,1

СМИ и информ.-библиотечное дело (42)

3,0

Химические технологии (18)

2,9

Языкознание и литературоведение (45)

2,6

Сельское, лесное и рыбное хозяйство (35)

2,6

Психологические науки (37)

1,9

Технологии наземного транспорта (23)

1,9

Ветеринария и зоотехния (36)

1,8

Клиническая медицина (31)

1,7

Юриспруденция (40)

1,7

Прикладная геология, горное дело (21)

1,6

Электро- и теплоэнергетика (13)

1,5

Образование и педагогические науки (44)

1,4

* В скобках — код ОКСО
Источник: ЦМАКП

Эксперты ЦМАКП отмечают, что в последние годы в системе образования началось выправление дисбаланса «верхнего уровня» (по уровням образования): за пять лет численность выпускников СПО возросла на 17% — при снижении числа выпускников ВПО на 11% (при этом несколько более активно процесс «размена» пошел в последние три года).

«Необходимо, однако, учитывать, что на уровне укрупненных групп профессий и специальностей существенного выправления дисбалансов не наблюдалось. Хотя по большей части специальностей с прогнозируемым избытком выпускников шло снижение их количества, этот процесс скорее был следствием общего снижения численности выпускников с ВПО. При этом взаимосвязь между темпами сокращения числа выпускников и масштабами избыточности специалистов была весьма слабой», — указывают ученые.

Одновременно они выделяют очень представительную группу специальностей с контртенденцией — усилением разбалансированности спроса и предложения. Преимущественно это проявляется в заметном росте числа выпускников, где и без того прогнозируется избыток специалистов. В наибольшей степени такая контртенденция проявилась в следующих — исключительно гуманитарных — специальностях: политические науки и регионоведение, средства массовой информации и информационно-библиотечное дело, искусствознание, языкознание и литературоведение. По данным специальностям прирост выпускников в период 2019—2023 гг. варьирует в пределах 15—30% притом, что ожидаемый спрос на таких специалистов кратно меньше числа выпускников. Также контр-тенденция фиксируется для группы специальностей с несколько меньшим избытком специалистов (выпуск примерно в полтора раза выше потребности): это клиническая медицина, психологические науки, а также аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической ­техники.

Из числа профгрупп с нехваткой выпускаемых специалистов контртенденция (то есть снижение числа выпускников) наблюдается лишь по одной группе — фармации (при этом снижение очень существенное — практически на четверть).

Точность оценок сомнительна

Также аналитики ЦМАКП, в частности, констатируют, что в настоящее время ощущается острая нехватка инструментов и методик выявления текущих дисбалансов в части спроса и предложения специалистов, на основании чего можно было бы формулировать предложения по совершенствованию системы образования. При этом даже появляющиеся новые инструменты не могут быть напрямую использованы для выработки рекомендаций.

Например, стартовавший инновационный мониторинг трудоустройства выпускников, по сути, предоставляет лишь данные о доле трудоустроившихся и получаемой ими заработной плате.

«Представляется, что одних этих данных недостаточно для оценки как текущей, так и тем более перспективной востребованности выпускников (в том числе и потому, что эти показатели не выделяются в мониторинге отдельно для трудоустроившихся по полученной профессии или специальности)», — указывают специалисты ЦМАКП.

Они также выявили отсутствие статистически значимой связи конкурса с процентом трудоустроенности и уровнем зарплаты. Одновременно зафиксировано наличие ожидаемой отрицательной зависимости между прогнозируемым избытком специалистов и конкурсом (эластичность — –0,24).

Ограниченность возможностей по прогнозированию кадровой потребности усугубляется использованием в предполагаемой в рамках нацпроекта Методике разреза по начальным группам занятий (ОКЗ), а не по специальностям по образованию (ОКСО). Выбранный способ, указывают аналитики, означает необходимость «проекции» полученного прогноза по занятиям на структуру специальностей, что дополнительно понижает точность возможных рекомендаций.

«Важнейшей предпосылкой к улучшению качества прогнозных представлений о кадровых потребностях российской экономики является формирование точных представлений о масштабах уже сложившихся дефицитов специалистов (с возможностью проекции этих представлений на систему образования). Для этого, как представляется, необходимо в скорейшем порядке начать формирование данных об индексах напряженности на рынке труда (соотношение вакансий и резюме) в разрезе специальностей по образованию (в соответствии с ОКСО), в максимально возможной дробности специальностей», — считают ученые ЦМАКП.