Как развиваются торговые и логистические отношения России и Китая

| статьи | печать

В конце июня в Шанхае прошла Transport Logistic China — крупнейшая выставка, посвященная логистике и грузоперевозкам. Transport Logistic China проводилась в этом году впервые за пять лет — ранее она была заморожена на фоне пандемии, хотя мероприятие считается «логистическими воротами в Азию». Дмитрий Угрюмов, коммерческий директор компании Holding Finance Broker,  поделился впечатлениями от выставки Transport Logistic China, рассказал об основных проблемах российских и китайских предпринимателей и перспективах развития внешнеэкономической деятельности между двумя странами. 

За последнее время в организации некоторых видов грузоперевозок произошли изменения — и выставка продемонстрировала это. Так, шагнула вперед отрасль железнодорожной транспортировки между Китаем и Россией, учитывая, что наше государство — не только активный потребитель товаров из Поднебесной, но и транзитная страна, через которую проходят логистические маршруты в Европу. Учитывая нынешние сложности с транспортировкой грузов по Суэцкому каналу и снижение трафика на 60% на данном направлении из-за напряженности в Красном море и атак хуситов, транзитные возможности нашей страны используются в полной мере. Старые пограничные переходы, грузовые терминалы расширяются, появляются новые. Также ведется активная работа между Россией и Китаем по обмену информацией, связанной с перевозками по железной дороге — в перспективе, возрастет объем отправляемых по ней грузов.

Автоперевозки тоже не стоят на месте. Однако, до сих пор существуют аспекты, из-за которых сложно свободно транспортировать товары между двумя странами. Так, серьезным вопросом остается невозможность свободного доступа китайских грузовых автомобилей на российскую территорию — и наоборот. 

До сих пор лишь единичные участники ВЭД получают разрешение въехать на своем транспорте за границу другого государства. Например, подобные послабления есть у некоторых перевозчиков из Поднебесной, которые получили возможность забирать продукты питания — например, замороженное мясо птицы — напрямую с российских фабрик. Но обычно подобное запрещено, и предприниматели вынуждены перегружать товары на границе с одной машины на другую. Это приводит к дополнительным временным и финансовым расходам, к тому же, в процессе перемещения груз может повредиться. 

Сейчас среди участников рынка идут обсуждения о том, как упростить процесс в перспективе, чтобы выдача разрешений перевозчикам стала носить массовый характер, причем с обеих сторон — как с российской, так и с китайской.

Главный вопрос, который беспокоит участников ВЭД, — это трудности с совершением международных платежей. Если для госкорпораций существуют некие корпоративные решения, то средний и малый бизнес лишены этого и испытывают большие трудности

со свободным хождением средств. Правильнее будет сказать, что это не основная проблема, которая тревожит участников ВЭД, а единственная — поскольку на этом фоне все остальные трудности кажутся обычными техническими моментами.

Усугубляет ситуацию то, что ряд китайских фабрик боится напрямую сотрудничать с российскими клиентами, даже если выпускаемые товары не подпадают под список санкционных. Недружественные страны оказывают давление, и им даже удалось вынудить нескольких китайских экспортеров отказаться от сотрудничества с Россией. Но большинству партнеров из Поднебесной все же удается найти выход из сложившейся ситуации и продолжить работу с отечественными компаниями. 

Вопрос с платежами — весьма болезненный, поскольку в настоящее время решен точечно: например, какие-то участники ВЭД действуют через третьи страны, через посредников в виде агентских сервисов и т.д. Но проблема должна быть решена массово, обеспечив прямое хождение денежных средств. После так называемых вторичных санкций, ощутимо упал товарооборот: в апреле 2024 года импорт из Китая в Россию сократился более чем на 13%. В начале мая ситуация слегка сгладилась, но показатели все равно оказались намного хуже, чем за аналогичный период прошлого года. И если при экспорте из России участники ВЭД не испытывают никаких проблем, то при импорте из Китая вопрос с платежами волнует практически каждую компанию.

Путь решения может быть только один: участие государства с обеих сторон. После визита президента РФ Владимира Путина в Китай, участники ВЭД надеялись, что образуются какие-то подвижки в разрешении проблемы. Пока этого не случилось, однако, с того визита прошло еще недостаточно времени.

Российские банки активно пытаются выйти на рынок Поднебесной. В свою очередь, несколько китайских финансовых организаций получили рекомендации работать исключительно с Россией — но пока, к сожалению, эти процессы не запущены, ведется соответствующая подготовка. Когда инициатива реализуется, это будет означать свободное хождение средств между двумя государствами.

Несмотря на вышесказанное, российские и китайские партнеры явно настроены на дальнейшее взаимодействие: обе стороны хотят работать друг с другом, сообща решают возникающие сложности. Несмотря на риторику политиков недружественных стран, бизнес ищет возможность двигаться своим путем и соблюдать собственные интересы. Так что способы решения проблем обязательно будут найдены.

На выставке Transport Logistic China стало заметно, что переориентация российских компаний на китайских партнеров возросла еще больше. Поначалу, когда санкции в отношении нашей страны только были введены, многие отечественные предприниматели искали пути сохранения товарооборота с европейскими компаниями. Однако быстро стала понятна косность такого мышления, поэтому многие переориентировались на Китай — мировую фабрику, которая предлагает продукцию не хуже, а зачастую даже лучше, чем Европа и США. Конечно, есть ряд товаров, которые Поднебесная не выпускает, но их очень мало.

Китай становится флагманом в автомобилестроении: благодаря массовому производству значительно улучшилось качество выпускаемой продукции. Также не последнюю роль в этом сыграли специалисты из западных компаний, которых страна переманила к себе на работу. В автомобилестроении китайцы используют европейские технологии, высокоточные инструменты — и иностранные клиенты убеждаются, что не нужно покупать продукцию на Западе, если то же самое есть на Востоке, только дешевле.

Китай демонстрирует отличные результаты в выпуске портового оборудования, локомотивов для железных дорог. Тамошние предприниматели быстрее реагируют на вызовы времени, поэтому доминируют на мировой арене, в то время, как Европа весьма консервативна — и это заметно. 

Китай остается одним из главных поставщиков транспортно-логистического оборудования в Россию, и в ВЭД стал еще более ориентирован на потребности отечественных партнеров. Дело в том, что наша страна дает Китаю прекрасную возможность свободно освоить российский рынок, без конкурентного участия западных стран, и наш восточный сосед активно пользуется шансом. Например, это проявляется в персонализированном подходе, который китайские компании начинают демонстрировать все чаще, подстраиваясь под ожидания отечественного бизнеса. Те же, кто продолжает работать «по старинке», проигрывают тем, кто реагирует на требования клиентов.

Именно благодаря гибкости китайских партнеров с ними хотят сотрудничать контрагенты во всем мире. Так, среди участников выставки Transport Logistic China были российские компании с представительствами в Поднебесной, предприниматели из Германии, Италии, ОАЭ, Сингапура, Казахстана — и это далеко не полный список. Правда, большая часть экспозиций все равно приходилось на китайские компании. Интересный момент: в личном общении европейские предприниматели выражали готовность работать с российскими партнерами, если не будет угрозы попасть под санкции, которые ударят по бизнесу.

В целом, можно сказать, что у России и Китая очень хорошие перспективы развития ВЭД и логистической отрасли. Средний и мелкий бизнес во многом адаптировался к новым реалиям и использует нестандартные инструменты для решения своих задач. За последние годы товарооборот между двумя странами лишь увеличивается, есть качественный скачок в логистике: например, когда в 2022 году западные компании ушли из российских портов, их место заняли китайские и российские игроки рынка, в краткие сроки закрыв все необходимые потребности.