Большая часть примеров незаконных валютных операций, рассмотренных в Обзоре, касается операций с наличными. ВС РФ подчеркивает, что Законом о валютном регулировании установлен закрытый перечень операций, которые юридические лица - резиденты могут осуществлять с физическими лицами - нерезидентами без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Так, ВС РФ напомнил, что к незаконным валютным операциям относятся:
-
расчеты в рублях между юридическим лицом - резидентом и физическим лицом – нерезидентом за квартиру, или иное имущество не в рамках договора розничной купли-продажи (п. 1 Обзора);
-
получение юридическим лицом - резидентом от гражданина-нерезидента наличных в рублях в рамках возврата займа, минуя счет в уполномоченном банке (п. 2 Обзора);
-
предоставление иностранному гражданину - нерезиденту наличных под видом займа с целью сокрытия расчетов с иностранной компанией (п. 3 Обзора);
-
выплата нерезиденту наличных из кассы (в т. ч. заработной платы) (п. 4 Обзора).
Отметим, что Указом Президента №529 от 08.08.2022 года отменено требование об обязательном использовании банковских счетов для проведения расчетов при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении и возврате займов российскими юридическими лицами и ИП. Также Постановлением Правительства РФ №2433 от 26.12.2022 были приняты правила, позволяющие резидентам получать от нерезидентов наличные в сумме, причитающейся по внешнеторговым контрактам и при предоставлении займов резидентами нерезидентам.
ВС РФ делает вывод, что при перечислении денежных средств на счет третьего лица следует удостовериться, что во внешнеторговом контракте имеется условие об этом (п. 6 Обзора).
Так, в этом примере резидент перечислял денежные средства третьему лицу-нерезиденту на основании дополнительных соглашений к договору с иностранным контрагентом. Однако выяснилось, что иностранный контрагент не подписывал никаких дополнительных соглашений.
Согласно Обзору, перевод денежных средств нерезиденту в отсутствии доказательств, подтверждающих, что нерезидент действительно оказал услуги по внешнеторговому контракту, является незаконной валютной операцией (п. 7 Обзора).
В Обзоре рассмотрен случай, в рамках которого между резидентом и нерезидентом заключен внешнеторговый контракт на оказание услуг и произведен перевод денежных средств по нему. Вместе с тем факт оказания нерезидентом услуг по контракту подтвержден не был. ВС РФ отмечает, что вышеуказанный перевод денежных средств может быть квалифицирован как незаконная валютная операция.
Напомним, что Закон о валютном регулировании устанавливает обязанность осуществить репатриацию денег, оплаченных резидентом нерезиденту в качестве предоплаты за непоставленные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги. При этом ст. 15.25 КоАП предусматривает специальную ответственность за нарушение резидентом указанной обязанности по репатриации (п. 5).
Рассмотренный ВС РФ пример предлагает критерии к разграничению указанных двух составов: незаконной валютной операции, с одной стороны, и нарушением обязанности по репатриации, с другой. Так, в рассмотренном примере резидент оплачивал иностранной компании услуги по обеспечению и техподдержке оборудования. Однако установлено, что эта деятельность выполнялась персоналом самого резидента. В случаях, когда денежные средства перечислены зарубеж на основе недостоверных документов ВС РФ предлагает квалифицировать нарушение как незаконную валютную операцию, а не как нарушение обязанности по репатриации денежных средств, перечисленных нерезиденту за непоставленных товары / невыполненные работы / неоказанные услуги. Мы полагаем, что для такой квалификации административный орган и суд должны установить изначальную направленность действий резидента на вывод денежных средств за рубеж без намерения получить товары / работы / услуги.
Если уполномоченные банки РФ отказывают в открытии счета в валюте контракта для соблюдения требования об осуществлении валютных операций, такие действия не образуют состава административного правонарушения (п. 9 Обзора).
Срок давности привлечения к ответственности за получение физическим лицом-резидентом наличных денег от нерезидента без использования счета в уполномоченном банке, исчисляется со дня совершения валютной операции (п. 16 Обзора).
Комментируемое положение ориентирует нижестоящие суды на то, что поскольку нарушение заключается в разовом действии — получении наличных минуя счет в уполномоченном банке, оно не может считаться длящимся. Это особенно важно, поскольку длящиеся правонарушения имеют иной порядок исчисления срока давности – срок начинает течь не с момента совершения нарушения, а с момента его выявления.
При этом некоторые положения Обзора могут внести
больше правовой определенности в части регулирования валютных операций и
ответственности за их нарушение.