Сфера исполнительного производства в достаточной степени урегулирована законодательно, однако многие вопросы все же остаются открытыми. Зачастую, имея на руках исполнительный лист, взыскатели не получают добровольного исполнения от должников и вынуждены обращаться к судебным приставам. В материале разберем некоторые актуальные проблемы, с которыми сталкиваются взыскатели в исполнительном производстве: может ли представитель взыскателя получить взысканные денежные средства, а банк — отказать во взыскании денежных средств со счета организации?
Может ли представитель взыскателя получить взысканные денежные средства на принадлежащий ему счет?
Довольно часто взыскатели участвуют в исполнительном производстве через своего представителя. Для этого взыскатель выдает представителю доверенность, которая, как правило, содержит право представителя получать денежные средства или иное имущество от имени взыскателя. Пользуясь этим правом, представитель может просить судебного пристава перечислить взысканные денежные средства на его счет, а не на счет взыскателя.
Однако с 09.01.2023 в ст. 30 и 110 Закона «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) были внесены изменения (Федеральный закон от 29.12.2022 № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“»).
В соответствии с п. 2.2 ст. 30 Закона, в заявлении о возбуждении исполнительного производства взыскатель должен указать реквизиты своего банковского счета, открытого в российской кредитной организации, или своего казначейского счета, на которые следует перечислить взысканные денежные средства.
А статья 110 Закона была дополнена положением, согласно которому перечисление этих денежных средств осуществляется на банковский счет взыскателя, открытый в российской кредитной организации, или на его казначейский счет.
цитируем документ
Указание в Законе об исполнительном производстве на банковский счет взыскателя не допускает иного истолкования такой нормы, поэтому реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета не могут быть заменены на соответствующий счет представителя взыскателя.
Определение ВС РФ от 10.06.2024 № 309-ЭС24-2858 по делу № А50-12734/2023
Между тем в судебной практике уже рассматривались споры об обязании перечислить денежные средства представителю взыскателя. Так, суды указывают, на особые случаи таких ограничений:
- Если взысканная в пользу заявителя сумма компенсации является платежом, связанным с защитой исключительных прав, а заявитель зарегистрирован в иностранном государстве, внесенном в Перечень недружественных государств (решение Арбитражного суда города Москвы от 03.10.2022 по делу № А40-166577/2022). При таких обстоятельствах перечисление денежных средств заявителю возможно только с соблюдением порядка, установленного Указом Президента РФ от 27.05.2022 № 322 о временном порядке исполнения обязательств перед некоторыми правообладателями.
В поддержку подхода об ограничении перечислений денежных средств в иностранные банки, можно предположить, свидетельствуют и переходные положения п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2022 № 624-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об исполнительном производстве“»:
цитируем документ
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона банк или иная кредитная организация приостанавливает исполнение требований исполнительного документа, предъявленного взыскателем с заявлением о перечислении денежных средств на счета, открытые в иностранных банках и иных иностранных кредитных организациях, до представления взыскателем реквизитов его банковского счета, открытого в российской кредитной организации.
Соответственно, с 09.01.2023 запрещено перечислять денежные средства по исполнительным документам на счета в иностранных банках.
Однако из буквального прочтения изменений в Закон следует, что денежные средства теперь можно перечислять только на счет взыскателя в российском банке и в целом запрещено перечислять денежные средства на счета иных лиц, не являющихся взыскателями, в том числе их представителей.
- Требование об указании реквизитов банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, распространяется как на взыскание денежных средств, осуществляемое в рамках исполнительного производства по постановлению судебного пристава-исполнителя, так и на случай взыскания этих средств банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, без возбуждения исполнительного производства на основании исполнительного документа, предъявленного непосредственно взыскателем (решение Арбитражного суда Курской области от 27.10.2023 по делу № А35-4338/2023).
В то же время ГК РФ разрешает передавать представителю любые права, к которым относится и право получать взысканное имущество, в том числе денежные средства. Очевидно, что представитель может получить безналичные денежные средства только на личный счет, а не на счет взыскателя.
Право представителя получать любое присужденное имущество, в том числе денежные средства — наличные или безналичные, предусмотрено и в самом Законе об исполнительном производстве — п. 4 ч. 3 ст. 57:
цитируем документ
В доверенности, выданной представителю стороной исполнительного производства, должны быть специально оговорены его полномочия на совершение следующих действий: <...> 4) получение присужденного имущества (в том числе денежных средств и ценных бумаг).
Несмотря на это, в судебной практике можно встретить ссылки на письмо ФССП России от 10.03.2023 № 00011/23/46400-ОП, в соответствии с которым:
цитируем документ
...с 09.01.2023 не допускается перечисление с депозитных счетов Федеральных счетов Федеральной службы судебных приставов взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимся взыскателем, в том числе на банковские счета представителей по доверенности.
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2023 по делу № А27-10170/2023
Позиция государственных органов о том, что взысканные денежные средства можно перечислять только взыскателю, а не его представителю, не является новой. В 2019 г. Пленум Верховного суда РФ выпустил похожее разъяснение в отношении случаев обращения взыскания на бюджетные средства (п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 28.05.2019 № 13):
цитируем документ
В целях исключения риска недобросовестных действий при получении исполнения и защиты интересов взыскателя исходя из положений пункта 2 статьи 242.1 БК РФ перечисление сумм, подлежащих взысканию по исполнительному документу, предусматривающему обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на счет представителя взыскателя или по просьбе взыскателя на счет иного лица не допускается независимо от наличия этого полномочия в доверенности.
Ограничения на перечисление денежных средств на счета представителей иногда могут быть объективно оправданны. Это связано прежде всего с высоким риском злоупотреблений: нередки случаи, когда возникали сомнения в подлинности доверенностей (см., например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 11.07.2023 № 4-КГ23-30-К1, Определение СКЭС ВС РФ от 08.04.2024 № 305-ЭС23-24041 по делу № А40-246949/2022).
В результате на сегодняшний день в судебной практике наблюдаются два подхода.
В соответствии с первым подходом, которого придерживается СКЭС ВС РФ, судебные приставы не могут перечислять взысканные денежные средства представителям, а только самим взыскателям:
цитируем документ
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Законом об исполнительном производстве (в редакции, действующей с 09.01.2023) предусмотрено перечисление денежных средств исключительно на счет взыскателя, взысканные в рамках исполнительного производства № <…> денежные средства правомерно не перечислены на указанный <…> расчетный счет, не принадлежащий взыскателю, и сохранены на депозитном счете службы судебных приставов.
Определение ВС РФ от 10.06.2024 № 309-ЭС24-2858 по делу № А50-12734/2023
Отметим, что ВС РФ выражал указанное мнение по спорам с участием не только иностранных взыскателей, но и российских.
цитируем документ
Указание в Законе об исполнительном производстве на банковский счет взыскателя не допускает иного истолкования такой нормы, поэтому реквизиты банковского счета взыскателя, открытого в российской кредитной организации, или его казначейского счета не могут быть заменены на соответствующий счет представителя взыскателя.
Определение ВС РФ от 10.06.2024 № 309-ЭС24-2054 по делу № А60-22984/2023
Несмотря на то, что арбитражные суды иногда склонны принимать во внимание позиции ВС РФ, эти позиции не являются прецедентами. В недавно принятом постановлении Пленума ВС РФ от 04.06.2024 № 12 прямо указано, что судьи должны анализировать практику, отраженную в постановлениях Пленума, Президиума ВС РФ и обзорах судебной практики, утвержденных Президиумом ВС РФ. Определения судебных коллегий в указанный список не входят. Поэтому позиция, указанная в определениях СКЭС ВС РФ, не является окончательной позицией ВС РФ.
В соответствии с другим подходом — если в доверенности указано право получать присужденное имущество, то представитель может получить его на свой личный счет.
В гражданском судопроизводстве суды общей юрисдикции считают, что пристав может перечислять денежные средства на счет представителя:
цитируем документ
Действующее законодательство об исполнительном производстве Российской Федерации не запрещает, не ограничивает участие представителя в исполнительном производстве и перечисление взысканных на основании исполнительного документа денежных средств представителю взыскателя в том случае, когда в доверенности, выданной на имя представителя, взыскатель прямо оговорил право представителя на получение взыскания.
Следовательно, взыскатель вправе получать денежные средства удобным для себя и не запрещенным законом способом, в том числе при помощи своего представителя.
Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2024 № 88А-2345/2024
Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Томского областного суда от 12.04.2024 по делу № 33а-946/2024 со ссылкой на указанное выше кассационное определение (обжаловано в кассации).
цитируем документ
Суд первой инстанции обоснованно признал ошибочной позицию стороны административных ответчиков о том, что с 09 января 2023 года (с даты ввода в действие Федерального закона от 29 декабря 2022 года № 624-ФЗ) не допускается перечисление с депозитных счетов ФССП взысканных денежных средств третьим лицам, не являющимся взыскателями, в том числе на банковский счет представителя, и о необходимости сообщения реквизитов банковского счета взыскателя <…>, открытого в российской кредитной организации. Указанным законом запрет на совершение таких действий не вносился, как и изменения в статью 57 Закона об исполнительном производстве в части невозможности представителям получать присужденное имущество.
Апелляционное определение Псковского областного суда от 25.04.2024 № 33а-688/2024, информации об обжаловании в кассации нет
Учитывая такие диаметрально противоположные мнения судов, только Президиум или Пленум ВС РФ могут окончательно разрешить вопрос о том, запрещает ли закон перечислять взысканные денежные средства на счет представителя взыскателя.
Может ли банк отказать во взыскании денежных средств со счета организации по решению суда, если эта организация отнесена к группе высокой степени риска совершения подозрительных операций?
С 2022 г. статьей 7.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее — Закон о легализации) введена процедура банковского контроля организаций — клиентов при приеме на обслуживание и в процессе оказания услуг по степени риска совершения подозрительных операций. Эта мера предусмотрена в целях борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и закреплена законодательно.
Всего существует три группы риска: низкая, средняя и высокая степень совершения подозрительных операций. Закон о легализации закрепляет права банков приостанавливать или не проводить ряд операций в отношении клиентов, отнесенных к группам средней и высокой степени риска.
В частности, в отношении клиентов из группы высокой степени риска банки не проводят операции по списанию денежных средств по счетам (п. 5 ст. 7.7 Закона о легализации).
Ссылаясь на это, банки отказывали приставам и взыскателям во взыскании денежных средств со счетов организаций из группы высокой степени риска.
С 09.01.2023 банк может не исполнять постановление судебного пристава о взыскании денежных средств со ссылкой на Закон о легализации, однако это не распространяется на случаи исполнения судебных актов и исполнительных листов, выданных на основании судебных актов (ч. 8.1 ст. 70 Закона).
Тем не менее банки продолжают отказывать судебным приставам и взыскателям в исполнении решений судов, если должник попадает в группу высокой степени риска.
Несмотря на довольно однозначную формулировку положений Закона, судебная практика еще не пришла к единому знаменателю по вопросу о том, правомерны ли отказы банков.
Как правило, по заявлениям взыскателей действия банков признаются незаконными. Суды указывают, что исполнение решений судов является исключением из общего правила о возможности отказать в проведении операций. Суды ссылаются на то, что:
цитируем документ
...нормы Закона № 115-ФЗ не регулируют правоотношения, связанные с исполнением судебных актов, в то время как частью 8.1 статьи 70 Закона об исполнительном производстве, регламентирующей действия банка в случае возникновения подозрений в результате реализации правил внутреннего контроля, разработанных в соответствии с Законом № 115-ФЗ, установлено, что положения данной нормы не применяются в отношении исполнительного документа, являющегося судебным актом, исполнительного документа, выданного на основании судебного акта, а также в отношении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании денежных средств, вынесенного на основании таких исполнительных документов.
Определение ВС РФ от 13.06.2024 № 305-ЭС24-2394 по делу № А40-9071/2023
Нужно отметить, что на уровне ВС РФ этот вопрос нашел отражение пока только в определениях об отказе в передаче для рассмотрения СКЭС ВС РФ. Однако одно дело передано на рассмотрение коллегией, и скоро будет доступно официальное мнение экономической коллегии о законности отказов банков (Определение ВС РФ от 11.06.2024 № 305-ЭС24-5098 по делу № А40-76579/2023).
Иное мнение суды выражают по делам о привлечении банков к административной ответственности за неисполнение требований судебных приставов (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ). Суды часто отказывают в привлечении банков к ответственности, указывая, что при наличии оснований для ограничения операций по Закону о легализации, банк не имеет возможности:
цитируем документ
...исполнить требования исполнительного документа при условии отнесения должника к группе высокой степени (уровня) совершения подозрительных операций в силу нормативно установленного запрета.
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.03.2024 № Ф09-856/24 по делу № А76-9931/2023
Ссылки судебных приставов на исключения из этого правила, установленные Законом в отношении исполнения решений судов, судами не принимаются во внимание. По одному из таких дел ВС РФ принято определение об отказе в передаче на рассмотрение коллегией (Определение ВС РФ от 28.03.2024 № 304-ЭС24-2256 по делу № А45-9496/2023).
Встречается и противоположная практика, когда суды все же привлекают банки к ответственности (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.04.2024 № Ф07-4271/2024 по делу № А13-11627/2023).
Очевидно, что и по этому вопросу требуется принятие разрешения данной неопределенности на уровне правового урегулирования.